Если семья переступает порог Городского психолого-педагогического центра, каждый специалист понимает: работа с ребенком без поддержки и активного участия семьи невозможна. Учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги постоянно сотрудничают с родителями и другими близкими членами семьи ребенка, который приходит к ним на занятия. Установить взаимопонимание, сделать взрослых своими союзниками - одна из основных наших задач.
Каким образом педагогу выстраивать свои отношения с родителями детей с особыми потребностями? Как действовать, чтобы привлечь их к работе, к сотрудничеству? Как объяснить значимость их включения и на занятии, и в домашних условиях? Эти вопросы постоянно возникают даже у опытных специалистов, а тем более у наших молодых коллег.
К сожалению, нередко специалисты сталкиваются с определенными трудностями - это и недоверие родителей, и отрицательный опыт их самостоятельных занятий с ребенком, и моральная неготовность к долгосрочному труду и совместной работе.
Для включения родителя в активное взаимодействие со специалистом в коррекционный процесс по опыту работы нами были определены три основных этапа выстраивания успешных и эффективных взаимоотношений:
1. Мотивационный - формирование мотивации. Самый первый этап, который имеет большое значение, - это мотивация родителя на активное участие в коррекционном процессе. Это достигается путем постановки цели, к которой общими усилиями мы будем стремиться. Данный этап необходимо реализовывать как на первичной встрече со специалистом до начала занятий, так и в ходе занятий.
2. Обучающий. Данный этап реализуется непосредственно в ходе детско-родительских занятий и осуществляется с помощью следующих приемов:
- предварительная инструкция (перед началом работы, перед каждым занятием, перед игрой);
- помощь родителю в процессе занятия;
- включение дополнительных стимулов (интонация, персонаж-посредник, повторение инструкции);
- выполнение действий совместно родителем и ребенком (всем телом или руками ребенка);
- проговаривание ключевых моментов после занятия, внесение корректировок в способ подачи материала, выделение положительных моментов;
- домашнее задание для родителей и близких взрослых.
3. Контролирующий - контроль специалистом выполнения рекомендаций родителями, а также получение обратной связи. Данный этап может реализовываться с различной периодичностью, как непосредственно после занятия, так и в ходе него.
Учитывая все вышесказанное, можно выделить приемы и методы взаимодействия специалиста с родителем:
- регулярное проговаривание цели наших занятий, поиск и озвучивание промежуточных целей конкретно для этого ребенка и самого родителя;
- подчеркивание достижений ребенка (даже самых маленьких!);
- подчеркивание достижений родителей, ведь они также нуждаются в психологической поддержке;
- мотивация родителей на преодоление трудностей;
- четкие инструкции родителю (что, как и для чего мы сейчас конкретно делаем);
- демонстрация родителю собственным примером способов взаимодействия с ребенком;
- домашние задания и контроль их выполнения;
- консультирование родителя по вопросам развития и актуального состояния ребенка и его ближайшим планам на занятия.
Реализация всех этапов, а также использование приемов и методов взаимодействия специалиста с родителем, повышение собственной квалификации, участие в супервизиях для решения наиболее сложных ситуаций помогут продуктивному взаимодействию с семьей особого ребенка и более эффективному включению родителей в коррекционный процесс.

Раиса КРАВЦОВА, педагог-психолог территориального отделения «Зябликово» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы;
Елена МОХИРЕВА,  учитель-логопед территориального отделения «Соколиная гора» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы