Но разве ответят на поставленный вопрос цифры и факты?
Ведь Россия - это самая большая страна в мире, это 11 часовых поясов, это Родина Ломоносова и Менделеева, Циолковского и Попова, Толстого и Достоевского, Королева и Гагарина, Дежнева и Хабарова, тысяч других ученых, исследователей, деятелей искусства и культуры - виртуозов своего дела, это почти 3 миллиона студентов в более чем 500 вузах, это православные, мусульмане, католики, буддисты, иудеи и многие другие, это дом для 200 разных народов, среди которых русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, казахи, азербайджанцы, удмурты, осетины, белорусы, кабардинцы, якуты, лезгины, буряты, немцы, узбеки, таджики, калмыки, грузины, евреи, молдаване, корейцы, турки, греки, алтайцы, черкесы, карелы, ненцы, эвенки, поляки, туркмены, китайцы, болгары, эстонцы, чукчи, нанайцы, арабы, абхазы, коряки, сербы...
 Россия - это мы!
Но как нам, таким разным народам, найти свое место в сложном механизме общества? Как жить мирно и показывать пример детям? Как нести свой культурный багаж, делиться его содержимым и никого не обидеть? Как быть толерантным к народам-соседям, чутким к их невзгодам или радостным в особенные для соседей праздники?
Существовать мирно под одной крышей и учитывать правила общежития  большое искусство! Этому искусству чуткости, дружбы, культуры и терпения надо учиться и учить с детства. Справится ли одна семья с этой задачей? Каждая семья - явление уникальное, ведь у каждой семьи свои традиции и обычаи, пусть и объединенные под кровлей одной этнокультурной общности. Поэтому каждая семья стремится в первую очередь к своему благополучию, что, безусловно, является нормальным явлением.
Самый известный из русских педагогов Антон Семенович Макаренко однажды сказал: «Никакая дружба невозможна без взаимного уважения». Но могут ли научиться дети, воспитанные одной только семьей, искреннему уважению и дружбе? Вряд ли!
В современных условиях детям необходима ранняя социализация. Чтобы в школе, а позднее в среднем или высшем учебном заведении ребенок с удивлением, а что еще хуже - с неприязнью, не обнаружил, что сосед по парте отличается от него.
Ранняя социализация малышей в коллективе сверстников разных этнокультурных принадлежностей - вот самая большая сила, которая воспитывает в детях желание понимать друг друга.
Какова в этом процессе роль педагогов, воспитателей и других работников, воспитывающих малышей?
Известно, что в дошкольных группах ребенок проводит большую часть своего дня, на протяжении которого малыша сопровождают воспитатели, педагоги обязательных и дополнительных предметов, помощники воспитателя и другие сотрудники. Если вдуматься, получается довольно большой коллектив, казалось бы, почти посторонних ребенку людей. Но такие ли они посторонние? Неужели не влияют на жизнь детей? Влияют! И еще как. Ребенок словно губка впитывает в себя настроение, манеры, речь, жесты, приглядывается к внешнему виду и делает выводы.
Если обращаться к тому же Макаренко, то мы увидим, что вся его педагогическая теория и практика пронизаны мыслью о «моральном образе педагога». Поэтому весь коллектив сада должен поддерживать этот образ, быть примером.
Раз воспитатель становится первым человеком, с которым предстоит сотрудничать ребенку, значит, он один из первых способен оказать влияние на маленького гражданина. Но при этом должно быть соблюдено условие: сам воспитатель должен быть примером для подражания - спокойным и рассудительным, всестороннее развитой личностью, способной примирить противоречия в группе детей, решить беспристрастно любой конфликт, а дошкольная группа - особенным для каждого воспитанника местом с миролюбивой атмосферой, при этом с определенными порядками и дисциплиной.
Воспитатели первыми   формируют у детей такие важные для государства качества личности, как патриотизм, толерантность и чувство гражданского долга. Чтобы эти качества не были однобокими и не выставлялись напоказ ни самими воспитателями, ни детьми, они должны не декларироваться, а прививаться постепенно через изучение истории, знакомство с культурным наследием, общие дела и цели.
Каждый гражданин с малых лет должен понимать, что ему есть кем и чем гордиться, что рядом ежедневно совершаются большие и маленькие героические подвиги, что каждая работа и каждый человек необходимы для общего процветания. Усвоить такие сложные материи без посторонней помощи маленькому человечку не под силу! Семья и воспитатели, которые работают вместе, покажут правильное направление для развития личности маленького человека. И хорошо бы каждому воспитателю помнить еще одну фразу Макаренко: «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

Ирина ГРАНЦОВА,
воспитатель школы №222