Например, директор школы №225 Адми­ралтейского района Александр Федосеенко представил мастер-класс, на котором рассказал, как можно более эффективно использовать потенциал проектной деятельности. Как заметил конкурсант, одна из основных задач школы - не допустить, чтобы учеба превращалась в тяжкое испытание и череду вопросов, главный из которых: «Зачем мне учиться?» Педагогический коллектив школы пришел к выводу, что решать любую проблему лучше вместе, объединив усилия в разновозрастных командах младших и старших учеников, а также их родителей. Под руководством учителей такие команды пытаются создать что-то полезное и интересное друг для друга. Так появился общешкольный проект «Учение с увлечением», который стал жизненным ориентиром школы. Проект реализуется второй год и уже доказал, что совместная работа приносит огромную пользу. Ученикам и учителям она дает возможность лучше понять свои силы и возможности, попробовать себя в новом качестве. Работа в разновозрастной группе над одним проектом помогает учиться быть убедительным и ценить время, ставить цели и достигать их, уметь объективно оценивать результаты и готовить публичное выступление. За текущий год в рамках проекта «Учение с увлечением» разновозрастные группы реализовали пять интересных проектов, таких как «Школьные годы чудесные», «Вода - это жизнь!», «Тайны Александровского сада», «Карта памяти» и «Лаборатория развивающих игр». К слову, в последнем проекте принимали участие первоклассники и десятиклассники. По словам Александра Федосеенко, старшие ребята получили бесценный опыт общения с малышами, когда разрабатывали для них инструкции и проводили занятия. Примечательно, что и для малышей участие в проекте оказалось очень полезным. Как отметили многие родители, дети стали самостоятельными, начали более ответственно относиться к выполнению домашних заданий.
Директор лицея №344 Невского района Майя Шелюховская на своем мастер-классе ознакомила экспертов, коллег и гостей с технологией фандрайзинга, которую школа научилась успешно применять. Прежде всего конкурсант пояснила, что фандрайзинг - это деятельность, знакомая многим руководителям, поскольку она направлена на поиск ресурсов для решения конкретных задач и конкретных проектов. Чтобы результат этой деятельности стал реальным, нужно четко знать, какие ресурсы нужны, к кому необходимо обратиться и что попросить. И, разумеется, всю проделанную работу, а также итоги сотрудничества с партнерами нужно осмыслить. Если обратиться к примеру лицея №344, то здесь задумались о создании на базе школы центра технического и естественно-научного образования.
Как пояснила Майя Шелюховская, педагоги проанализировали, кому могли бы быть интересны ресурсы школы. Оказалось, что таким заинтересованным партнером выступил Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, более известный как Университет ИТМО. В результате взаимодействия в лицее появилась нанолаборатория, а сотрудники вуза стали обучать педагогов, обеспечили их методической литературой и т. д. Лицеисты старших классов теперь могут проходить учебную практику на базе университета, защищают там исследовательские проекты. Вуз от сотрудничества со школой получил мотивированного студента, ведь около 40% выпускников лицея продолжают обучение в его стенах. Кроме того, результатом применения технологии фандрайзинга в лицее №344 также стало увеличение числа детей, занимающихся в технических и естественно-научных объединениях отделения дополнительного образования, причем сюда приходят не только лицеисты, но и ребята из других школ. Таким образом, при минимуме затрат получили максимум пользы.
О технологии коллективного наставничества, которая эффективно работает в школе №368 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района, рассказала директор образовательной организации Светлана Соколова. По ее словам, несмотря на то что у всех педагогов одинаковые компетенции, у кого-то что-то всегда получается лучше. Например, есть педагоги, у которых никогда не было конфликтов с родителями, а есть те, у кого конфликты с родителями не редкость. Тех, у кого что-то получается лучше, нужно отличать и отмечать, потому что такие мастера могут дать советы тем, у кого что-то получается хуже. Сначала «отмеченные» педагоги просто давали консультации, а затем в школе пришли к выводу, что, даже если у человека хорошо развита определенная компетенция, он все равно должен обучаться и расти. Так появилась мысль о необходимости создания группы наставников и определения их как признанных лидеров в каком-то направлении. Вначале подобных мастеров было 3‑4 человека, сейчас же в школе №368 работают около 10 наставников.
Как утверждает Светлана Соколова, наставника прикрепляют к любому педагогу, приходящему в школу. Наставник рассказывает о существующих здесь традициях, укладе жизни, о межличностных отношениях и так далее. Поэтому новому педагогу легче обживаться в коллективе, ведь он все узнает из уст опытных коллег. Кроме того, наставничество не ограничивается только адаптацией молодых или новых членов коллектива, но еще и касается профессиональных проблем. Опытные педагоги, которые проработали в школе не один десяток лет, могут получить помощь, например, при создании электронного образовательного ресурса. При этом наставников у педагога может быть несколько по разным направлениям.
В рамках программы полифунк­ционального наставничества в школе проводится серия мастер-классов, которые дают наставники, причем не только для своих подопечных, но и для других коллег. Скажем, если нужен мастер-класс по выстраиванию работы с родителями, то его дает педагог, который хорошо работает с семьей, знает приемы и методы, которые можно наиболее продуктивно использовать при этом. Если за наставником закреплен наставляемый и это прописано в локальном акте, то по какому бы поводу педагог ни обратился к своему старшему товарищу, тот не может отказать, сказав, что ему некогда.
По мнению Светланы Соколовой, есть несколько важных значимых эффектов от применения технологии коллективного наставничества. Так, в школе растет число педагогов, принимающих участие в профессиональных конкурсах. И это позитивный показатель, который говорит о том, что людям есть что показать и им хочется поделиться собственными находками. Кроме того, в школу стремятся прийти работать молодые педагоги. На сегодня их порядка 30%, и некоторые приезжают даже из других районов города. Коллективное наставничество также позволяет выстроить в педагогическом коллективе более дружеские, более продуктивные отношения и создать атмосферу взаимопонимания и поддержки.

Справка «УГ»

Конкурс на звание «Лучший руководитель образовательного учреждения Санкт-Петербурга» проводится более 10 лет. Экспертами, которые определяют десятку лидеров, становятся победители прошлых конкурсов. Руководителей, признанных лучшими, насчитывается уже порядка 100 человек. Некоторые директора образовательных организаций являются неоднократными победителями данного конкурса.

Санкт-Петербург