Депутаты Государственной Думы РФ во втором чтении одобрили проект изменений в ФЗ «Об образовании в РФ», предоставляющий абитуриентам с инвалидностью возможность воспользоваться правом на прием в вузы на бюджетные места в пределах установленной квоты путем подачи не одного, а нескольких заявлений. Такая льгота распространяется на инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы. Абитуриенты этих категорий смогут подавать документы для участия в конкурсе в пределах квоты в пять вузов на три направления подготовки или специальности в каждом. На данный момент, если абитуриент с инвалидностью хочет воспользоваться правом на прием в рамках квоты, он должен сразу определиться с одним вузом и конкретной специальностью и принести оригиналы документов. В случае принятия закон вступит в силу со дня его опубликования и будет действовать уже в приемную кампанию этого года.

В Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, посвященные совершенствованию государственной политики в сфере защиты детства. Заместитель председателя нижней палаты парламента Ирина Яровая рассказала о законодательной инициативе по гуманизации ответственности подростков, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести. Ирина Яровая отметила, что главная задача будущего законопроекта заключается в том, чтобы в отношении несовершеннолетних правонарушителей принимались прежде всего воспитательные меры, а уголовное наказание - в исключительном случае. «Сегодня существует возможность освобождения от уголовной ответственности, если признано, что исправление подростка может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Но она используется лишь в отношении 6% подростков. Остальные 94% молодых людей, совершивших такие преступления, приходят к совершеннолетию с судимостью», - пояснила депутат.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, согласно которому предлагается заменить несколько существующих видов структурных подразделений военной подготовки в вузах на единый - военные учебные центры. Сейчас в некоторых вузах военная подготовка проводится в учебных военных центрах, на военных кафедрах, на факультетах военного обучения и т. д. Для более эффективного совместного использования учебно-материальной базы, учебного вооружения и военной техники предлагается заменить все эти подразделения на военные учебные центры. Их создание не предусматривает увеличения числа граждан, привлекаемых к военной подготовке. Проект, внесенный Мин­обороны РФ, призван повысить эффективность обучения студентов в структурных подразделениях военной подготовки при вузах.

В Минобрнауки России состоялось очередное совещание о формировании национальной системы учительского роста. Участие в нем приняли представители пилотных регионов, в которых уже 19 июня состоится апробация новой модели аттестации педагогов. Основой тестирования станут проекты типовых комплектов единых федеральных оценочных материалов, которые позволят дифференцировать уровень профессиональных навыков педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям. В каждом из регионов апробацию будут координировать представители Общероссийского профсоюза образования. Татьяна Куприянова, заместитель председателя профсоюза, подчеркнула, что объектом исследования во время апробации являются не компетенции учителей, а сами аттестационные процедуры и материалы. Все предложения и замечания будут использованы при доработке модели, а также представлены на конференции по итогам апробации 4 ноября. Прежде, в октябре, пройдет общественно-профессиональное обсуждение. В 2020 году новая модель аттестации станет обязательной для всех учителей.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подвела итоги работы IV Международного Ливадийского форума на тему «Русский мир и мировое гуманитарное пространство». Валентина Матвиенко отметила, что в настоящее время роль гуманитарного сотрудничества и «культурной дипломатии» в разрядке международной напряженности очень велика, поэтому «нужно спокойно, опираясь на тысячелетнюю силу и традиции нашей культуры и языка, расширять гуманитарные связи, знакомить мир с ценностями и устремлениями Русского мира. А тем, кто сегодня пытается заработать политический капитал на борьбе с нашим языком и культурой, надо давать решительный и эффективный отпор». Необходимость таких мер, по словам председателя Совета Федерации, диктуется тем, что в ряде стран сегодня идет явное наступление на русский язык: предпринимаются шаги по запрещению русских школ, принимаются решения о лишении русского языка статуса языка межнационального общения и т. д. Главным идеологом сохранения русского языка в России и за рубежом, по мнению Валентины Матвиенко, должно стать Министерство просвещения РФ. В связи с этим председатель Совета Федерации дала поручение Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре направить соответствующие рекомендации от верхней палаты российского парламента в адрес главы Правительства РФ Дмитрия Медведева.

В Минобрнауки России прошло селекторное совещание, посвященное организации оздоровительной кампании 2018 года. Этим летом в России будет действовать 45899 лагерей, в которых смогут отдох­нуть 6069811 детей, или 35,4% от общего количества школьников. Глава министерства Ольга Васильева обратила внимание на то, что в этом году наблюдается увеличение недействующих детских лагерей из-за изношенности инфраструктуры. Министр призвала регионы принять все необходимые меры по открытию лагерей и не допустить их перепрофилирования. По этому вопросу было также дано соответствующее поручение Президента РФ. Кроме того, Ольга Васильева напомнила, что в 11 регионах через несколько дней начнется чемпионат мира по футболу. Министр распорядилась предусмотреть в приоритетном порядке отдых и оздоровление детей, проживающих в них.

В Рособрнадзоре подвели предварительные итоги апробации итогового собеседования по русскому языку для выпускников 9‑х классов, которая проводилась 13 и 16 апреля 2018 года. Участие в апробации приняли почти 936 тысяч учеников из 28,5 тысячи школ. Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий: чтения текста вслух, пересказа с привлечением дополнительной информации, монологического высказывания по одной из тем и диалога с экзаменатором-собеседником. 95% девятиклассников успешно справились с предложенными заданиями и получили зачет. Больше всего затруднений у ребят вызвал пересказ текста. Типичными для участников оказались речевые и грамматические ошибки. По итогам апробации регионы проведут детальный анализ результатов и разработают систему мер, направленных на повышение качества преподавания русского языка. На федеральном уровне проводится анализ предложений регионов по совершенствованию процедуры проведения собеседования, критериев оценивания устной речи и методического обеспечения работы всех участников испытания.

Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников обратился к родителям с призывом присоединиться к популяризации ответственного поведения взрослых на дорогах. Особую тревогу вызывает безопасность юных пассажиров. Основными причинами ДТП, повлекшими гибель детей-пассажиров, стали несоблюдение скоростного режима, правил проезда перекрестков и выезд на полосу встречного движения. Это говорит о том, что даже присутствие ребенка в салоне автомобиля не останавливает водителей от грубых нарушений ПДД, не делает их более осторожными. Михаил Черников предложил создать общественное родительское движение в интересах повышения безопасности детей на дорогах. Присоединиться к нему можно в соцсетях, разместив фото и видео с примерами ответственного поведения с хештегом #НаучиРебенкаПДД. В конце лета ГАИ определит авторов лучших работ и вручит им подарки.

Члены Генеральной Ассамблеи ООН постановили каждый год 3 июня отмечать Всемирный день велосипеда. Соавторами резолюции о провозглашении Всемирного дня велосипеда в числе других выступили Россия, Беларусь и Таджикистан. Члены Генассамблеи призвали все государства способствовать популяризации велосипедов, подчеркнув, что это простое в управлении, доступное по цене, надежное, экологически чистое средство передвижения помогает укреплять физическое и психическое здоровье. Эксперты ООН призывают все страны мира брать пример с Дании, одной из самых «велосипедных» стран в мире. Около 50 процентов учащихся и работающих жителей Копенгагена добираются до места учебы или работы на велосипеде. Велосипеды не производят выбросов парниковых газов в атмосферу и не повышают уровень уличного шума. Чем больше на улицах велосипедов и чем меньше машин, тем ниже вероятность дорожных аварий.