В нашей образовательной организации работают учителя-психологи и социальные педагоги. Их совместная деятельность дает широкое представление о том, какие мероприятия необходимо осуществить. Например, для диагностики и мониторинга психологической безопасности специалисты школы используют еще совсем молодой, но перспективный и, главное, эффективный метод исследования социальных процессов во всем образовательном комплексе - социомониторинг. Этот метод необходим классным руководителям для понимания учеников и наблюдения за их взаимодействием между собой.
Мы проводим данный мониторинг в несколько этапов: учет общей социальной ситуации класса и качества общения между детьми, а также индивидуальные консультации учащихся, педагогов, администрации школы. Учителям эти результаты помогают увидеть неформальных лидеров класса, определить влияние группы на отдельного ребенка и количество взаимных связей каждого ученика в классе. Мониторинг также выявляет процент дезадаптации детей, которые нуждаются во внимании и помощи взрослых, позволяет увидеть гендерное смещение и наметить дальнейшие действия по его выравниванию, направить деятельность педагога на предупреждение и разрешение конфликтов.
В процессе консультации с педагогом-психологом ребенок развивает коммуникативные навыки и повышает социальную компетентность, получает необходимые рекомендации для улучшения качества общения, что помогает классному руководителю составить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Данное исследование позволяет педагогам наблюдать, прогнозировать и оказывать воздействие на социальные процессы во всем образовательном комплексе. Проблема профилактики негативных проявлений среди учеников всегда была остроактуальной. Перед специалистами нашей школы встал вопрос, как снизить тревожность в трудных ситуациях и поспособствовать развитию системы ценностей учащихся, формированию здоровых установок, навыков ответственного поведения.
Так и появился проект «Почта Печкина», который реализуется в нашей школе уже много лет. Игровые занятия носят социально-педагогический характер и проводятся старшеклассниками, которые входят в состав отряда вожатых «Дети+». По традиции первое знакомство учеников с почтальоном Печкиным происходит в 1-м классе в День знаний. Уже четыре года герои «Простоквашино» приходят к ребятам в гости с интересными познавательными играми. В ходе таких занятий старшеклассники через небольшую инсценировку проигрывают сложные ситуации, которые могут возникнуть в школе, дома или на улице. Их задача как старших товарищей по школе - дать ученикам ответы, как правильно себя вести в той или иной ситуации. В рамках проекта «Почта Печкина» старшеклассники проводят интерактивные занятия: «Растим дерево Дружбы класса», «Безопасность в городе», «Будь здоров!» и другие.
В школе есть стенд с почтовым ящиком, куда дети опускают свои письма, адресованные Печкину. Также они всегда могут поделиться своими проблемами, переживаниями или радостными событиями с героями «Простоквашино». Старшеклассники отвечают на письма малышей, поддерживают их, дают советы. Если возникают трудные ситуации, то они обращаются к психологу или социальному педагогу за помощью и рекомендациями. За эти годы ребятам удалось собрать целую коллекцию «мирилок», которые сочинили сами дети. Эти волшебные добрые стишки на случай ссоры помогают мириться и прощать все обиды. «Хватит нам уже сердиться, // Поскорей давай мириться. // Мы обиды все забудем // И дружить, как прежде, будем!»
В основной и старшей школе проводятся различные тренинги, мастер-классы, деловые игры, классные часы, профилактические беседы. Так, в рамках кружка «Школа юного психолога» дети 7-х и 8-х классов придумали и сняли образовательный видеоролик об эмоциях. Данная тема для детей этого возраста важная и порой болезненная, а знания в этой области могут помочь правильно распознать и оценить свои эмоции, что в свою очередь снижает риск негативных проявлений чувств. Благодаря работе над видеороликом подростки развили творческие способности, критическое мышление, информационную грамотность, сотрудничество, эмпатию, социальный и эмоциональный интеллект.
В работе с родителями и педагогами также проводятся индивидуальные консультации, семинары о мотивации, способах разрешения конфликтов, налаживания эффективного общения с детьми. Например, социально-психологическая служба организовала работу клуба «Школа родителей». В ходе данных встреч родители в разной форме обогащают свой опыт взаимодействия с ребенком, делятся трудностями и способами разрешения различных ситуаций. Для них это отличная возможность послушать друг друга, перенять опыт, получить поддержку.
Психологическая безопасность - ведущая характеристика, определяющая характер образовательной среды. Она выступает как основание для проектирования и моделирования психологических условий обучения и воспитания, и одновременно способствует укреплению и развитию психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

Наталья КОСТИНА,
Евгений КОСТИН,
педагоги-психологи школы №1411