Задача государства и общества - сформировать высокий уровень правовой культуры населения, уважение к закону, правопорядку и суду, сделать добропорядочность и добросовестность преобладающей моделью социального поведения. Не менее важной проблемой является преодоление правового нигилизма, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства и обесценивает подлинные духовно-нравственные ценности.
Особое внимание уделяется формированию правовой грамотности подрастающего поколения. Ведь незнание прав и обязанностей приводит к необдуманным поступкам и действиям, за которые следует нести ответственность.
Согласно статистике каждое восемнадцатое преступление совершается несовершеннолетними или при их участии. Общая защищенность и безопасность является результатом соблюдения прав и законов и напрямую связана с высоким уровнем образованности населения.
На данный момент в образовательных учреждениях курс обществознания включает в себя изучение правовой грамотности в рамках школьной программы. Однако объем изучаемой информации достаточно мал, а родители данному вопросу нужного внимания не уделяют.
Изучение права в старшей школе ориентировано на дальнейшее познание мира юриспруденции, освоение более сложных правовых конструкций, формирование правовой культуры личности, а также подготовку школьников к дальнейшему обучению в вузе. В этой связи мы заключили договор с юридическим факультетом МГПУ. В прошлом учебном году в нашей школе были сформированы классы социально-экономического профиля с углубленным изучением обществознания и права.
В учебный план также была включена работа над индивидуальным научно-творческим проектом «Правовая культура - основа гармоничного развития личности и общества» в формате первого самостоятельного научного исследования.
В рамках сотрудничества с юридическим факультетом Московского государственного педагогического университета 10-й профильный класс школы №1411 активно участвует в проекте по разработке и проведению уроков права и правовых квестов, в ходе которых прорабатываются такие проблемы, как устройство на временную работу, поступление в образовательное учреждение, лишение родительских прав, безопасность. Правовой квест представляет собой интерактивную историю с главным героем. Участникам дается некая ситуация, в которой необходимо разобраться. Далее организуется путешествие по четырем «станциям», на которых ребята, беседуя с разными героями и знакомясь с правовыми документами, уточняют детали истории. Ее противоречивость создает потребность найти ключевые положения в нормативных правовых актах и способствует активной включенности учащихся в квест. В ходе общего круглого стола организуется подведение итогов игры.
Школьники и студенты юридического института активно работают в командах, участвуют в бурных дискуссиях и с большим интересом ищут ответы на правовые вопросы. Ребята профильного класса уже самостоятельно проводят квесты по образовательному, уголовному, трудовому и административному праву для учеников 7-9-х классов. Более того, старшеклассники, сильно увлеченные этой деятельностью, становятся инициаторами новых правовых квестов. Поэтому мы проводим активную совместную работу со студентами юридического факультета МГПУ по созданию правового квеста с участием профильного естественно-научного класса.
Стоит рассказать еще об одном интересном опыте. Ведь наши ребята приняли участие в проекте «Классный юрист» Центра правового и гражданского образования «Живое право» и Санкт-Петербургского института права им. Принца Петра Георгиевича Ольденбургского. В ходе проекта «Классный юрист» школьники знакомятся с профессией и проходят тренировочные занятия по подготовке к конкурсу учебных судов, где профессиональный юрист играет роль судьи, а ученики выступают сторонами в процессе. Один из этапов проекта - участие команды школьников сначала в Межрегиональном конкурсе учебных судов в Москве, а затем и в Общероссийском, который проводится в Санкт-Петербурге с 2000 года.
Состоялся региональный отборочный тур общероссийского конкурса учебных судов имени принца П.Г.Ольденбургского, который, к слову, был сторонником раннего, практического и нравственного правового образования. Команды из трех человек, представляющие «истцов» и «ответчиков», состязались в процедуре судебного заседания, в ходе которого стороны формулировали и аргументировали позиции по вопросам, поставленным в учебном деле. И несмотря на первое участие в подобном межрегиональном конкурсе, один из участников нашей команды стал победителем в номинации «Лучший судебный представитель».
Нельзя предугадать, все ли десятиклассники выберут профессию юриста, но знание нормативно-правовых актов и умение аргументированно отстаивать свою позицию дают ребятам возможность чувствовать свою безопасность в правовых вопросах и в умении применять свои навыки на практике в повседневной жизни.

Светлана СМОЛЯКОВА,
методист школы №1411