Продолжение. Начало в №21, 22

Учитель при помощи методов «ассоциативного перевода» и различных приемов гиперболизации, типизации, перекомбинации, импровизации, акцентирования, уподобления активизирует творческое воображение ученика и подводит его к «мотивирующему конфликту». В психологии этот процесс определяется как созревание. С точки зрения драматургии этот этап можно определить как завязку произведения - цель, к которой стремится герой, определяющая мотивы его действий и взаимоотношения с другими персонажами. Драматургией урока можно назвать режиссуру учителя, подводящего ученика к внутреннему конфликту - к кульминации познавательной деятельности.
На следующем этапе учитель играет роль наблюдателя и корректора творческого процесса. Психологические процессы, когда бессознательное включается в поиск внутренней гармонии, в психологии определяется как вдохновение (переход бессознательного в сознание). С точки зрения драматургии это кульминация, то есть момент, когда конфликт достигает своей высшей точки, когда события не могут дальше развиваться по прежнему сценарию и принимают непредсказуемый оборот. Кульминация - высшая точка творческого раскрытия ученика. «Внутренний конфликт» может возникнуть на основе парадоксального несогласования эмоционально-чувственного состояния и прозаично-рациональной реальности. В этот момент урок может стать непредсказуемым. Кульминация творческого процесса на уроке искусства - это момент «рождения образа», решения проблемы - «инсайт»; познание прекрасного - «вдохновение»; открытие чего-то нового - «озарение». «Процесс создания нового образа происходит в борьбе с уже существующими стандартами, сложившейся структурой, которая сопротивляется своему разрушению» (Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2003. С. 16). Учитель становится режиссером-психологом, направляющим развитие драматургии урока в позитивное русло.
На следующем этапе технологии рожденный образ фиксируется в творческом продукте: эскизах, эссе, пластических композициях, четверостишиях и т. д., проявляются глубокие личностные переживания, способствующие самосовершенствованию. Развязка драматургического действия на уроке - это создание новых образов и понимания, осознания глубинных смыслов искусства. В психологии этот этап творческого процесса рассматривается как развитие идеи, раскрытие образа, окончательное оформление результата (сознательная работа).
Результатом урока является творческое раскрытие учащихся, зафиксированное в форме осознанного понятия, символа, образа и т. д.
Конечным этапом творческого процесса в «Мастерской творческой деятельности» является приобретение учащимися творческого опыта и возникновение желания поделиться опытом с окружающими. Рефлексия - этап воспоминаний своего переживания творческого процесса, ведущего к анализу собственного психологического состояния и интеллектуального уровня. С точки зрения драматургии рефлексию можно сравнить с катарсисом, духовным очищением, обретением душевной гармонии. Именно рефлексия формирует ценностные приоритеты учащихся.

Интегрированная полихудожественная педагогическая технология «Мастерская творческой деятельности»
Психология. Педагогика. Драматургия.
Этапы психологии творческого процесса.
Этапы педагогического творческого процесса.
Основы драматургии урока.
Подготовка. Сознательная работа - деятельное состояние - предпосылка для интуитивного проблеска новой идеи.
Включение - мотивирующий механизм на основе символа. Пробуждение личностного интереса, включение процесса воспоминаний, ощущений, эмоций, ассоциаций.
Эпиграф.
Идея произведения в сжатом виде, содержащая в себе проблему всего произведения.
Созревание. Бессознательная работа - работа над проблемой вне сферы сознания.
Активизация творческого потенциала - создание полихудожественного пространства.
Завязка. Погружение в проблему. Определяются цели, к которым стремится «герой», мотивы его («конфликтной») ситуации, требующей решения, действия и взаимоотношение с другими персонажами. Вдохновение.
Переход бессознательного в сознание - в результате бессознательной работы в сфере сознания поступает идея изобретения или открытия.
Ядро развития - шаг к новому пониманию на основе «внутреннего мотивирующего конфликта». Парадоксальное несогласование эмоционального состояния и рациональности реальности.
Кульминация - это событие, в котором сюжет дошел до высшей точки своего развития и назрел конфликт между героями. С этого момента развитие драмы может пойти по самым разным путям.
Развитие идеи. Сознательная работа - окончательное оформление и проверка.
Творческое раскрытие - самовыражение в содержательном творческом продукте.
Развязка - это достижение цели главного героя.
Осмысление полученного результата.
Рефлексия - воспоминание переживаний в ходе творческого процесса.
Эстетический опыт. Самоанализ.
Катарсис (греч. «очищение») - очищение души искусством.
Данная технология позволяет педагогу построить творческий урок по любому виду искусства: литературе, изобразительному искусству, музыке, театру и др. Используя творческие ситуации на уроке искусства, учитель создает возможность активизации творческой деятельности учащихся. В результате ученик получает навыки и знания в условиях творческого процесса, как бы проживая состояние художника, критика, зрителя и т. д.
Образы искусства, созданные талантливыми людьми, способствуют пробуждению воображения зрителя, несут в себе сложные психологические переживания (влюбленность, утрата близких, радость рождения, несостоявшиеся мечты и т. д.), обостряют эмоционально-образное восприятие мира. Художественные средства искусства позволяют ученику воплотить свои эмоционально-образные переживания в выразительные образы.
Занятия в рамках технологии «Мастерская творческой деятельности» основываются на умении считывать язык искусства, расширять свой кругозор, преображении начального образа в художественную форму через подбор выразительных средств, освоении навыков изображения и профессиональных технологий.
Область искусства охватывает все формы творческой деятельности, поэтому методы и приемы в педагогической технологии «Мастерская творческой деятельности» могут быть различными - главное, чтобы они отвечали следующим задачам: раскрытие творческого потенциала личности учащегося; проживание учеником всех этапов творческого процесса; перевод творческой деятельности в художественно-выразительную форму; осознание и анализ творческого результата своей деятельности.
Особенностью технологии «Мастерская творческой деятельности» является то, что качественная значимость конечного результата (творческого продукта) снижена, поскольку в технологии важен процесс получения знания, а не конечный результат и его закрепление. На первый план выходит вопрос «Как ты приобрел знание?», а не «Что ты теперь знаешь?». «В интегрированной полихудожественной педагогической технологии «Мастерская творческой деятельности» процесс творчества охватывает все этапы от «рождения» образа до конечного результата - художественного продукта и весь учебный процесс имеет культурно-художественную значимость» (Н.А.Новикова. Теоретический аспект алгоритма педагогической технологии взаимодействия искусств // Сборник научных статей «Интеграция искусства в системе непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире: Юсовские чтения». М.: ИХО РАО, 2008. С. 57‑61; Новикова Н.А. Развитие творческой активности старшеклассников в профильном художественно-эстетическом образовании: автореф. дис. на соиск. к. п. н. М., 2010, подготовлена под руководством Л.Г.Савенковой).
Ученический исследовательский проект
Проектирование в современной педагогической деятельности рассматривается как способ активизации деятельности самостоятельного познания детей, развития самостоятельной творческой деятельности и мышления. Проектная деятельность в образовательной области «Искусство» чаще всего связана с созданием оригинального художественного продукта (рисунка, конструкции, эскиза оформления сцены, проекта дома, игрушки, интерьера комнаты, костюма, элементов оформления интерьера, предметов декоративно-прикладного искусства, кукол, музыкального или литературного произведения и др.). Главным в этой работе является процесс самостоятельного исследования, посильного для ученика, эффективность которого во многом зависит от действий учителя, его педагогического сопровождения. Важно не столько грамотно и в соответствии с возрастными особенностями дать какое-либо задание, предполагающее процесс самостоятельного поиска, самостоятельной разработки, сколько незаметно для ученика направлять и корректировать его поиск, чтобы у обучающегося сложилось впечатление самостоятельной работы. Важно предусмотреть такое распределение обязанностей между учащимися в группе или классе, чтобы в процессе их выполнения каждый участник проекта мог продемонстрировать свои качества, свою особенность и значимость в коллективном творчестве, тогда эффект от такой работы будет очевиден. В группе участников нужно распределить и организаторские должности (ответственных за какие-то этапы), что позволит каждому почувствовать ответственность за качество результата. Одним из основных и ответственных этапов проектной деятельности является процесс защиты творческой работы (умение представить свой продукт, объяснить его особенности и назначение, то есть защитить его перед аудиторией - учащимися класса, родителями, учителями).
Эта технология в полном смысле этого слова рассчитана на учащихся старшего школьного возраста, но, как показывает практика, с вариациями она вполне уместна и в работе начальной и средней школы. Характерными в работе с учащимися начальной школы являются коллективные или групповые проектные формы работы, выполняемые под руководством учителя и направленные на создание коллективного творческого продукта. Темы и задачи исследовательских проектов в младшем возрасте связаны с общим развитием детей, их интересами и предпочтениями и направлены на развитие способности сотворчества в группе, проявление инициативы и самостоятельности.
Некоторые обязательные этапы:
- обозначение важности проекта (для изучаемого предмета и возраста детей, например, создание архива класса, планирование маршрута путешествия и др.);
- разработка этапов исследования, списка изучаемого материала;
- самостоятельно выполненный творческий продукт (например, архитектурный проект, сценарий какого-либо события, праздника, аудио- или видеопроекта, рекламы или презентации, литературные сочинения, кукольный спектакль по сочиненной самостоятельно сказке и многое другое);
- оригинальное представление завершенного исследования перед ауди­торией с показом и защитой своей идеи, отбором наиболее оригинального и привлекательного материала.
В качестве примера приведем работу учителя изобразительного искусства средней школы №875 г. Москвы Н.В.Богдановой. «Специфика проектной работы с детьми младшего школьного возраста, - считает учитель, - связана в первую очередь с научением детей самостоятельно искать, организовывать и проводить какие-то несложные творческие поиски. Она призвана учить детей творчески мыслить. Смелость в поиске, проявление своих индивидуальных способностей необходимы детям». Среди таких форм работы, например, во втором классе возможна тема проекта «Дом, который построили мы» (совместная работа Н.В.Богдановой с учителями начальных классов Л.С.Кураповой, Н.Н.Потребич).
«Цели творческой коллективной работы: 1. Развитие творческого потенциала учеников. 2. Стимулирование воображения и фантазии, повышение их творческой активности в процессе усвоения совокупности знаний и навыков. 3. Сотворчество учеников, учителей, старшеклассников (консультанты, помощники). 4. Развитие навыков художественного творчества. 5. Развитие речи и коммуникативных способностей. 6. Использование новых знаний в практическом применении в создании конкретных объектов своего творчества.
Проект осуществлялся в три этапа:
- поисково-познавательная цель - тесная связь с музеем «Боярские палаты» г. Москвы, где сохранены исторические ценности архитектуры, утвари, жизни и быта бояр;
- собственно проектная деятельность учеников: 1) создание проекта домиков для любимых игрушек и героев сказок; 2) эскизы; 3) макеты; 4) игровые моменты - рассуждения, беседа, диалог о жителях домов;
- создание сказки на основе фантазий, совместных размышлений и предложений. При работе над этим проектом детям желательно работать в группах (объединяясь самостоятельно по интересам).
Сложились следующие группы.
Исследователи. Все учащиеся класса собирали материал по истории развития и создания русской избы из разных исторических источников. Некоторые уроки провели в музее. Исследователи узнали ответы на вопросы: как жили москвичи в древности? Почему строили жилище из дерева? Дом - символическая модель мира, в чем это заключалось?
Архитекторы и конструкторы. Создание разных макетов домов: старинная изба; теремок для зверей и гостей; «кружевной» домик для кукол, принцесс и сказочных девчонок; башня для бабочек. При строительстве домов в дело шли самые разные материалы: картон, бумага, пленки, бросовый материал - коробки из-под обуви, телевизора, пластмассовые бутылки, футляры от фломастеров и др.
Консультанты и помощники. Привлечение к работе для совместной деятельности старших учеников. Особенно желательна была помощь тех детей, которые раньше учились у этих же учителей. Они помогли создать видео­блок по проекту совместно с учителем информатики и старшеклассниками.
Процесс создания сказки. Каждая группа, выполняя индивидуальные задания, принимала живое участие в выполнении и обсуждении всех идей своих одноклассников. Общие фантазии стали основой сказки. Следует подчеркнуть, что для младших учеников работа над проектом имела особое значение. Метод проектной деятельности приучает детей мыслить творчески, развивает их личность. Работая над проектом, ученики чувствовали себя авторами. Сочетание исследования с практической деятельностью, фантазированием и размышлениями позволяет детям выйти за рамки урока и попробовать себя в любом творческом процессе.
Работу над проектом по данной теме можно представить в следующей схеме. Тема «Дом, который построили мы». Исследование (музеи, книги, уроки - окружающий мир, развитие речи, изо, художественный труд). Практическая деятельность ученика (эскизы, макеты, украшения, игра, фантазирование). Создание сказки, фильма, спектакля» (Н.В.Богданова - из материалов педагогического эксперимента).
Другим педагогом-исследователем, М.Г.Гор­бенко, выделены базовые исследовательские умения и навыки для различных категорий обучающихся в области мировой художественной культуры и музыки, которые в настоящее время используются в Московской экономической школе (МЭШ).
Так, например, к окончанию 1‑го класса учащиеся научаются «под руководством учителя формулировать исследовательские вопросы, работать по простейшей инструкции, использовать предложенные учителем источники информации, совместно с учителем анализировать информацию, полученную путем наблюдения; находить достоинства совместной групповой работы, представлять результаты совместной исследовательской деятельности в форме, предложенной учителем, и под руководством учителя.
В основной школе (5‑10‑е классы) студент (так называют обучающихся в МЭШ. - Л.С.) МЭШ учится постигать окружающий его мир как целостность. Особенное внимание уделяется формированию учебных умений и жизненных ценностей, которые позволят студенту стать широко мыслящим человеком, понимающим важность межкультурного общения. В основной школе у студента должны сформироваться навыки исследовательской работы, которые позволят ему в 10‑м классе достичь успеха в работе над персональным проектом. Студент учится оценивать процесс своей деятельности, работая над групповыми и индивидуальными проектами (начиная с 8‑го класса по желанию студента). Вся деятельность ведется под лозунгом «Education for life». К концу 8‑го класса (к примеру) студент будет: формулировать тему проекта (исследования), определять цель своей проектно-исследовательской деятельности, определять этапы проектно-исследовательской деятельности, составляя подробный план работы, применять технологии проектно-исследовательской деятельности, самостоятельно определять и подбирать источники информации для исследования, систематизировать информацию, выделять представленные выводы, оценивая их значимость, осуществлять самооценку своей работы по критериям, организовывать письменный отчет о проектно-исследовательской деятельности…
Студенты 11‑го класса выбирают профильные исследования по предметам, которые они изучают углубленно. Работы, полностью отвечающие критериям исследовательской деятельности, могут быть отправлены на различные всероссийские и международные конкурсы или будут защищаться на экзаменах за курс основной школы. К концу 11‑го класса студент будет формулировать тему исследования в виде проблемного вопроса, выдвигая собственную гипотезу, определять цели и задачи исследования на основе выбранной гипотезы, составлять подробный план проектно-исследовательской деятельности, подбирать и систематизировать источники информации, применяя адекватные формы ее фиксации и классификации, выбирать наиболее эффективные технологии для реализации поставленных задач, интерпретировать собранную информацию, выявляя различные точки зрения на проблему, подтверждая свое мнение логически выстроенной системой доказательств, осуществлять рефлексию собственной исследовательской деятельности в решении познавательной задачи, представлять итоги исследовательской деятельности, демонстрируя владение различными формами презентации, и др.
Исследовательские технологии дают возможность в рамках общенаучных способов овладеть специальными формами познания: анализ произведения искусства (стилевой, жанровый, языковой, др.); анализ и синтез; сравнительный анализ; искусство диалога, дискуссии; диалектика мышления, эстетика противочувствия (термин С.С.Аверинцева); научное исследование (как способ познания не только шедевров мирового значения, но и важнейших этапов собственного творческого процесса, его результатов).
Индивидуальное творчество (Homo Faber - «Человек-творец») - обязательный по международной программе итог исследовательской и творческой деятельности в классе МХК: создание оригинальной работы по изобразительному искусству (рисунок, картина, коллаж, космопластика, модель архитектурного пространства, книжная миниатюра), участие в реставрации храма (фреска, мозаика), сочинение собственной музыкальной композиции (сольной, ансамблевой), поэтического опуса, постановка спектакля, фильма. Здесь у обучающегося появляется возможность осуществить свою творческую мечту, проявить умения, полученные в практических творческих классах (изо, музыки, драмы), опираясь на области взаимодействия. При этом он должен помнить, что творческая работа, выполняемая в рамках индивидуального исследования, длится продолжительный период (до полугодия) и поэтому должна быть действительно для него интересна. Творческая работа (как обязательная составная часть исследования в классах МХК и музыки) должна: иметь четкую цель, которая реально осуществима; иметь связь как минимум с двумя областями взаимодействия; дать возможность донести до остальных вашу идею или замысел; быть результатом индивидуальной творческой инициативы, умения организовать и спланировать работу; отразить личные интересы, наклонности, специальные художественные умения (или показать вашу обеспокоенность определенными вопросами индивидуального творчества); быть выполнена исключительно вами (подлинность работы очень важна, возможна подпись на документе, удостоверяющем авторство).
В качестве примера можно привести направления работы студентов старших классов по музыке и мировой художественной культуре. «Теоретический аспект данной работы: 1. Основные понятия музыкальной культуры. Философия и эстетика музыкального искусства. Основы музыкального восприятия. Музыкальные эмоции. Зрительный ряд в музыке. Художественная субстанция как смысл и ценность и др. 2. Содержательный и драматургический аспекты искусства, специфика его образности. 3. Эволюция мышления. История новаций (от музыкальной культуры Античности до музыкального авангарда). 4. Внеевропейская музыка. 5. Жанры и формы. 6. Язык искусства и средства художественного выражения. 7. Основы музыкальной грамоты. 8. Исполнительство (освоение синтезатора).
Практический аспект включает в себя три направления деятельности: 1. Практика исследования. 2. Творчество (включает исследовательский аспект с практическим результатом). 3. Социальная практика.
Исследование: 1. Исследование музыки как способа познания мира. 2. Исследование различных форм «жизни» музыки. 3. Путешествие по городам и странам (концертные залы, музыкальные фестивали и конкурсы, оперные театры, студии звукозаписи). 4. Музейная работа (в музеях Глинки, Скрябина, Мусоргского, Шаляпина, в музее-квартире Гнесиных и др.). 5. Художественная публицистика (публикации статей на музыкальные темы в школьных СМИ и внешкольных изданиях, выступления в музыкальном салоне, на радио и МЭШ TV). 6. Практическая деятельность в Лиге искусствоведов и школьном артистическом обществе (сообщения на научных чтениях в школьной Art-галерее, на конференциях школьных и международных). 7. Работа в научном студенческом обществе (исследовательская работа).
Индивидуальное творчество: 1. Создание собственной музыкальной композиции (сольной, ансамблевой), собственного драматургического музыкального плана к постановке школьного спектакля, фильма и т. д. 2. Ведение рабочей тетради - самостоятельное исследование собственного познания искусства и планирование этапов творчества. 3. Исполнение (сольное, ансамблевое, ведение дневника исполнителя).
Социальная активность: 1. Выступления в музыкальном салоне, на классных вечерах, в Бетховенском зале. 2. Организация школьных концертов (концерты классической музыки, джазовые вечера, итоговые концерты в Бетховенском зале, в Детском музыкальном театре им. Н.Сац). 3. Участие в российских и международных конкурсах (Дюссельдорф, Москва). 4. Организация благотворительных концертов для детей-инвалидов детского дома в Хотьково, для ветеранов Великой Отечественной войны Краснопресненского района.
Темы исследований, как правило, интегративны. Они направлены на освоение, понимание художественных взаимосвязей, нацелены на целостный охват». (М.Г.Горбенко. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах (из опыта российского и международного образования). Дис. на соиск. ученой степени к. п. н. М., 2006. Подготовлена под рук. Л.Г.Савенковой.)

Исследовательская деятельность
Исследовательская технология обучения предполагает теоретическое осмысление изучаемой темы (проблемы) и практическую деятельность (или ее описание). Исследовательские технологии в последнее время получили должное развитие в практике образовательных учреждений разного уровня, в том числе в дошкольных и высших учебных заведениях, так как формирование исследовательских умений и навыков теснейшим образом связано с развитием самых разных типов мышления, и главным образом творческого мышления обучающихся, научением школьников работе с информацией (ее нахождение, использование знаний из разных источников в решении конкретной задачи), а также формированием умения ставить исследовательские задачи, выдвигать гипотезу и проводить практическое (теоретическое) исследование, подтверждающее или опровергающее выдвинутую гипотезу. Именно такое обучение развивает у учащихся исследовательское мышление, а также самостоятельность и творчество, что одинаково важно в самых разных областях человеческой деятельности, и, самое главное, приучает к умственной деятельности и желанию ею заниматься.

Окончание следует

Любовь САВЕНКОВА, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования; Татьяна СУХОВА; Елена КАБКОВА