Безусловно, в разделении высшей школы и науки и общего и среднего профессионального образования есть плюс, хотя есть и минусы. Например, подготовка педагогов для системы школьного образования, которая ведется во многих вузах, теперь попадает в другое ведомство. И в этом плане возникает вопрос о том, как соответствующее министерство будет работать с этими вузами. Напомню, в 1990 году была такая же конфигурация власти в образовании - педвузы принадлежали Министерству просвещения... Это, кстати, одна из серьезных проблем, которые надо будет решать.
Помимо этой современному Минпросу придется решать еще и другие задачи, например, надо что-то делать с жуткой перегрузкой школьников. В 5‑6‑х классах дети начинают хуже учиться не потому, что внезапно тупеют, и не потому, что у них вдруг случается гормональный криз, нет, просто объемы нагрузки, предметной нагрузки, на этих детей начинают настолько сильно превосходить объемы начальной школы, что дети просто не успевают справляться с ними. Нужны ли такие объемы?  И вопрос перегрузки надо решать с привлечением психологов и дидактов: методисты никогда не придут к сокращению дидактических единиц в предметах!
Вторая очень жесткая проблема, которая до сих пор не решена вопреки декларациям, - это перегрузка учителя и школ отчетностью.
А третий вызов - это контрольно-надзорные процедуры. Вот ввели ВПР, и уже руководство Рособрнадзора говорит о том, что будет наказывать тех учителей и директоров, которые будут завышать результаты. А как оно будет узнавать, что результаты завышены? Каким таким хитрым способом? Ну и опять налицо контрольно-надзорный зуд.
Что касается высшего образования и науки, то одна из главных проблем, которую придется решать уже другому министерству, - это налаживание более тесного взаимодействия Академии наук и вузов. У нас уже есть примеры такого взаимодействия - это Физтех, Новосибирский госуниверситет, МГУ, СПбГУ, которые прекрасно работают с институтами Академии наук. Но эту практику надо расширять и на все другие вузы. Тем более что, например, в таких регионах, как Дальний Восток, проблему подготовки кадров высшей квалификации одни вузы не решат. Там ее надо решать только в симбиозе с Дальневосточным отделением Академии наук. Ну и, конечно, глобальная конкуренция, а президент явно поставил в своем указе такую задачу, и здесь можно выиграть только в тандеме науки и ведущих университетов.
А вообще во времена моей молодости говорили так: любая большая перестройка - это верховой ветер: вверху все гудит, шумит, шишки падают, правда, редко и не всегда по цели. До рядового учителя все эти процессы еще очень долго будут доходить. Можно спокойно продолжать работать. Но при этом внимательно следить за проектами предполагаемых новшеств и активно включаться в их обсуждение.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ - научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.