К тому моменту, когда в моем классе появилась особенная девочка, за плечами у меня был солидный опыт преподавания в начальной школе. Но сначала я испытала некоторую неуверенность в своих силах. С классом мне пришлось работать по двум разным образовательным программам. На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой я составила рабочую программу по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру. Для Кристины были закуплены нужные учебники и учебные пособия. А затем началось самое сложное. Надо было составить план каждого урока так, чтобы вниманием не был обделен ни один ученик в классе. Составляя план урока, я учитывала возможности своей ученицы и работала с ней индивидуально, в то время как другие дети работали самостоятельно. В первом классе Кристина никак не могла работать самостоятельно. Не всегда удавалось на уроке изучить нужный материал, приходилось сидеть после уроков, давать задания на дом. Родители с пониманием относились к моим просьбам и много работали, радовались каждому маленькому успеху. Помимо занятий в школе Кристина посещала занятия в городском реабилитационном центре «Парус надежды». Занималась с логопедом, ходила на плавание в бассейн.
Сейчас девочка оканчивает второй класс. Она стала более улыбчивой и разговорчивой, по коридорам школы ходит смело. Кристина научилась отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного текста, заучивает наизусть четверостишия. Освоила нумерацию чисел в пределах 20, с помощью учителя решает простые и составные арифметические задачи. Может начертить отрезок заданной длины, угол, прямоугольник. Мы все убедились, что инклюзивное образование возможно и результативно, но только при наличии личной заинтересованности учителя в успехе ребенка с ОВЗ, больших усилий в создании соответствующей атмосферы и активной помощи и поддержке со стороны родителей.