Правовое регулирование ответственности за правонарушения в образовательной среде предусмотрено на федеральном уровне, ведомственном (отраслевом) уровне и локальном (внутреннем) уровне (уровне образовательных организаций).
Предусмотренная нормативно-правовыми актами и локальными (внутренними) документами образовательных организаций ответственность за правонарушения в образовательной среде распространяется на участников образовательных отношений, которыми в соответствии с пунктом 31 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители.
В случае неисполнения родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся обязанности, предусмотренной Федеральным законом об образовании по обеспечению получения детьми общего образования, а также соблюдению правил внутреннего распорядка организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уважению чести и достоинства обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также предусмотренной пунктом 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации обязанности по воспитанию своих детей, к ним могут быть применены нормы локальных (внутренних) документов образовательной организации, а также нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в частности статья 5.35.
Стоит обратить внимание на то, что Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает и более серьезную ответственность для родителей в виде лишения их родительских прав в случае, если родители уклоняются от выполнения своих обязанностей. Так, в соответствии с постановлением пленума Верховного суда РФ от 14.11.2017 №44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Предусмотренную действующим законодательством ответственность обучающихся за правонарушения можно разделить по видам: уголовная ответственность, гражданско-правовая ответственность и дисциплинарная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности наступает в зависимости от степени тяжести противоправного действия обучающихся.
В случае совершения обучающимися преступлений к ним будут применяться нормы Уголовного кодекса Российской Федерации.
В разделе V Уголовного кодекса Российской Федерации закреплены специальные нормы об ответственности несовершеннолетних, так как ввиду физической и умственной незрелости к данной категории лиц не могут предъявляться требования, равные требованиям, предъявляемым к лицам, достигшим совершеннолетия.
На основании части 1 статьи 87 Уголовного кодекса Российской Федерации несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Несовершеннолетним в соответствии с частью 1 статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации могут быть назначены следующие виды наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.
К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
В соответствии со статьей 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не будет доказано, что вред возник не по их вине.
Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не будет доказано, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.
Стоит отметить, что в постановлении пленума Верховного суда РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъясняется, что родители (усыновители), опекуны, попечители, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор (статья 155.1 СК РФ), отвечают в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1073, пунктом 2 статьи 1074 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, если с их стороны имело место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т. п.). Обязанность по воспитанию на указанных лиц возложена статьями 63, 148.1 и 155.2 СК РФ. Образовательные, медицинские и иные организации, где малолетний временно находился, а также лица, осуществляющие над ним надзор на основании договора (пункт 3 статьи 1073 ГК РФ), отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда.
В случае достижения несовершеннолетним возраста четырнадцати лет и вплоть до достижения им восемнадцатилетнего возраста ответственность за причиненный вред несовершеннолетний будет нести на общих основаниях.
Стоит отметить, что в столь юном возрасте далеко не у всех подростков имеется собственный заработок, и, соответственно, нести ответственность на общих основаниях - оплачивать штрафы, возмещать убытки и т. д. - они не могут. В случае наступления ответственности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет законодательством предусмотрено, что возмещение вреда, причиненного им, полностью или в недостающей части происходит за счет его родителей (усыновителей) или попечителей, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Законодательством предусмотрена ответственность обучающихся, но ее применение на практике недостаточно эффективно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся в соответствии с приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 №185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации.
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении обучающихся - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Как мы видим из вышеизложенного, за исключением таких зачастую недейственных мер дисциплинарного взыскания, как замечание и выговор, предусмотрена и более серьезная ответственность, когда обучающемуся грозит отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Дисциплинарные меры носят воспитательный и коррекционный характер. Существующие уставы и правила поведения в образовательных организациях не допускают насильственных и прочих действий, унижающих достоинство и угрожающих здоровью участников учебно-воспитательного процесса.
Внутренние документы образовательных организаций (устав, локальные акты, приказы, инструкции) регламентируют учебно-воспитательную деятельность и меры по поддержанию дисциплины и безопасности. Они определяют правила поведения для обучающихся на территории и в помещениях образовательной организации, на уроках и занятиях, запрещают ношение оружия, совершение насильственных действий различного характера и предусматривают санкции за нарушение правил.
Поскольку безопасность пребывания обучающихся в образовательной организации зависит от слаженности и четкости работы всех подразделений и служб, положения о выполнении определенных требований и соблюдении педагогическими работниками и обслуживающим персоналом требований, действующих в образовательной организации, должны быть зафиксированы в должностных обязанностях работников организации. Необходимо, чтобы каждый работник образовательной организации понимал свою меру ответственности.
Законом предусмотрена ответственность педагогических работников за нарушение требований ч. 1‑3 статьи 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако законодатель не уточняет ни меры ответственности, ни ее характера.
Также данной статьей предусмотрено, что надлежащее или ненадлежащее исполнение обязанностей педагогическим работником учитывается при проведении его аттестации.
Трудовой договор с педагогическими работниками, в чьи трудовые (должностные) обязанности непосредственно входят воспитательные функции, может быть расторгнут по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, - совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Педагогические работники в общем порядке несут административную и уголовную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России разработан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Кодекс профессиональной этики) и рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом (Письмо Минобрнауки России от 6.02.2014 №09‑148 «О направлении материалов»).
Нарушение педагогическим работником положений Кодекса профессиональной этики рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации, и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса профессиональной этики может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
Кодекс профессиональной этики является модельным и определяет нормы этики и морали. Он предполагает необходимость принятия отдельного кодекса на уровне каждого образовательного учреждения.
В заключение стоит отметить, что действующим законодательством предусмотрена ответственность всех участников образовательных отношений, однако не всегда данная ответственность является эффективной в связи с ее легкой формой воздействия на нарушителей, как, например, в случае применения дисциплинарной ответственности к обучающимся образовательных организаций и ответственности родителей за воспитание своих детей, так и в случае, когда ответственность к участникам образовательных отношений не применяется из-за того, что педагоги и руководители образовательных организаций занимают позицию невмешательства.

Алексей ЛУКЬЯНОВ,
эксперт отдела по правовой работе аппарата Общероссийского Профсоюза образования