По замыслу авторов проекта, подростковая школа - это прежде всего школа сетевого взаимодействия учащихся. Наша главная задача - сделать подростковую школу немного другой, поменять формат занятий, подхода к преподаванию, к детям, чтобы сетевые практики креативного мышления учителя смогли бы применять в своей профессиональной деятельности непосредственно на уроках.
Сколько бы мы ни говорили, что школа перестраивается, все равно профессия учителя остается самой консервативной. И пока сам учитель не поймет, что надо меняться, ничего не получится.
После семинаров «Сетевой подростковой школы» педагоги думают, как транслируемые техники можно перенести на свой предмет. Основа любой метапредметности - это предметность. И если учитель профессионал в своем предмете, он понимает, что может сделать больше на этом уроке. Кроме того, педагоги видят, что дети включаются в новые виды деятельности - конструирование, моделирование; не важно, на каком уроке это происходит, - на математике или на русском языке. Более того, инициатива исходит от детей, а это вообще меняет и сам урок, даже тему урока может поменять, и учителя к этому должны быть готовы.
Работа в проекте условно делилась на очные и заочные сессии и велась сразу по трем направлениям: «Навыки XXI века», «Сетевые практики креативного мышления» и «Инженерная культура». Каждый участник проекта выбирал себе близкое по духу направление, в рамках которого работал на протяжении пяти сессий.
Уже сейчас некоторые дети, которые готовы учиться по собственной образовательной траектории, используя не только ресурсы своей школы, но и возможности образовательной системы округа и города. В скором времени традиционная форма обучения не сможет удовлетворять этот запрос. Здесь экспериментальные образовательные модели могут помочь нам - педагогам и ученикам - вывести ту универсальную формулу образовательного процесса, в котором каждый ученик найдет свое место. Первой пробой подобной экспериментальной модели стал международный проект «Подростковая школа». Для решения учебных задач, определенных на очередной сессии, ребятам необходимо было контактировать друг с другом, встречаясь в виртуальном пространстве. Если углубиться в направление («Практики креативного мышления»), можно сказать, что работа предстояла непростая! Погружение (экспресс-креатив), определение целей проекта, виртуальные встречи, выходы в эфир, сеансы работы с воображением, защита своих идей, игровая образовательная модель... Значит, должны быть четкие правила, иначе игра не состоится. Так, в «Практиках креативного мышления» существовал жесткий тайминг, нарушение которого грозило исключением из конкурсной программы. Или же спикер, представляющий проект, не имел права отвечать на вопросы экспертов. Это должны были делать другие участники команды. При таком подходе «танцуют все». Все принимают участие в разработке, реализации, представлении и защите идеи.
Было очень любопытно наблюдать за робкими шагами ребят в защите своего проекта.
«Школьный музей» в онлайн-конференции (у нас был «музей тайн»), но каковы были успехи в разработке уже следующего события - «Игрофикация олимпиады»! Здесь и составление презентации, и продумывание правил игры, и обучающий момент, а также (что немаловажно!) проявление себя в роли ведущего, практически учителя, в представлении своей идеи, причем это происходило на реальном уроке с реальными детьми.
В итоге дети получили техническое задание разработать макет своего учебника для начальной школы, но правил и жестких рамок нет, единственный ориентир - «учебник должен стать навигатором, конструктором, интегратором» - наставление от куратора. Это на первом этапе, конечно, вызвало затруднения: с чего начинать, о чем писать, как оформлять... Но ребята проявили творчество, инициативность, раскрыли свои способности работать в команде.
Наше удивление было в следующем этапе работы, когда участникам проекта предложили интересное задание по анализу существующих школьных учебников. Совершенно новый опыт в своей практике ребята получили из этого задания: умение анализировать, отбирать важное, адаптировать, аргументировать свой замысел, искать плюсы и минусы. Казалось, что все попробовали, проявили себя, но организаторы припасли самое интересное к пятой очной сессии проекта. Встреча всех команд состоялась на одной площадке - в школе №1392, постановка проектной задачи - создание своего видения школы, в которой каждому найдется место для воплощения собственной мечты. Уже не привычный состав команд только из учащихся своей школы, а случайным образом сформированный. Ограниченное время (2 часа), естественно - оформление проекта на ватмане, с описанием, финансовой сметой, эскизом. Учителя-эксперты и организаторы с любопытством наблюдали за взаимодействием участников, отмечая в рефлексивных листах их активности. В итоге - защита проектов внутри групп, а после - на сцене. Жюри, зрители, экспертное обсуждение результатов работы, общественное независимое голосование и отбор победителей! А это ценнейший опыт командной работы, который уже сегодня востребован федеральными образовательными стандартами. Конечно, процесс создания сетевой школы очень трудоемкий, энергозатратный, но очень увлекательный. На одной из сессий педагогам предоставили право стать участниками команды и поработать над проектом вместе с ребятами. И было радостно ощутить этот пульс живой, созидающей мысли, способной превратить учителя и ученика в соавторов.
Возвратимся к вопросу индивидуального познавательного маршрута, с которого мы и начали наш сегодняшний разговор и который сегодня мегаактуален. Получив опыт сетевого взаимодействия, который предоставляет проект «Подростковая школа», любой ребенок сможет при желании персонализировать свое обучение, выбрав в интернет-пространстве необходимые образовательные учреждения и программы. И чтобы навигация была безопасной, мы, родители и наставники, в этом пространстве должны прекрасно ориентироваться. Кстати, нам, взрослым, на заметку: наши дети растут в век информационных технологий и Интернета, поколение, которое мы обучаем, которому передаем опыт, и, казалось бы, нам тяжело дается освоение гаджетов и т. п., но по прошествии проекта «Сетевая подростковая школа» должна признать, что детям и в этих областях необходимы наша поддержка, помощь. Формировать умения ориентироваться в интернет-пространстве, вовремя выложить отчет в гугл-диске, выйти в эфир и достойно выступить - это тоже наша задача! Поэтому, считаю, учитель первый помощник в успешном овладении жизненных навыков будущего поколения.
Подводя итог всей этой большой работы на протяжении учебного года, можно сделать выводы, что ребята раскрыли себя совершенно с других сторон, проявив творчество, креативность, ответственность, научились рационально распределять отведенное время, проявлять терпимость к окружающим, вырабатывали умения говорить и слушать, выделять главное, ставить перед собой цели и стремиться к их осуществлению (очень важный жизненный навык!).
Кроме того, если дети увидят, что их инициатива, самостоятельность, ответственность оцениваются учителем, то это тоже будет говорить о качестве образования. Дети будут понимать, для чего они это делают и зачем они это делают. В идеале, конечно, они должны перестать думать, что это всего лишь игра, и понять, что эта составляющая их учебной деятельности - да, она другая, но это учебная деятельность, которая скажется на их развитии.
Сначала нам было очень важно, чтобы дети выбрали направление в «Сетевой подростковой школе», потом важно было, чтобы дети не потеряли интерес, потом - чтобы проявили инициативу и сами захотели что-то сделать в этом направлении, и, наконец, чтобы дети практически руководили своей учебной деятельностью и несли бы за нее ответственность.
Считаем, что такие проекты очень помогают в раскрытии личности, проявлении своих способностей, помогают разобраться ребятам, пробуя и определяя уже будущий свой путь в жизни. Пусть это пока первые шаги и возможно не во всем удачные, но это тоже опыт.

Наталья МИТРЯЕВА, заместитель директора школы №1392 имени Д.В. Рябинкина;
Ольга РАЕВСКАЯ, учитель школы №2073;
Елена ТРАЩЕНКО, учитель школы №2057