Главной задачей своей работы считаю не теоретизировать знания, а дать ребятам возможность на практике попробовать себя в разных профессиях и ролях. Необходимо как можно раньше пробудить в школьниках интерес к профессиям, дать им представление о том, какие бывают профессии, чтобы они знали, как и из чего выбирать.
В нашей школе профориентационная работа имеет системный подход и рассчитана на учеников разных возрастных групп. Мастер-классы и квесты по профориентации помогают окунуться в мир профессий, быстрее понять, к какому роду деятельности лежит душа.
Для этого у нас налажен контакт с несколькими колледжами Москвы. В гости к школьникам приезжают не только педагоги и представители администрации колледжей, но и студенты. Они рассказывают, как учатся, как живут, чем занимаются в свободное от учебы время. Конечно, живой рассказ ребят, которые лишь немногим старше своих слушателей, оказывается значительно интереснее, чем скучная лекция. К тому же студенты Московского многопрофильного техникума имени Л.Б.Красина, педагогического колледжа №15, колледжа архитектуры и строительства №7, Столичного бизнес-колледжа предлагают школьникам поучаствовать в спектакле, своими руками сделать пластилиновый мультфильм, пройти тест на сообразительность и профориентацию.
Ребята активно включаются и с удовольствием участвуют во всех предложенных им занятиях.
Ученики и учителя нашей школы принимают участие в общегородском мероприятии - дне открытых дверей в профессиональных образовательных организациях «Сто дорог - одна твоя». Каждый участник мероприятия может ознакомиться с профессиональными ресурсами, возможностями производственных лабораторий, мастерских и кружков научно-технического творчества московских колледжей, а также с базой работодателей, открывающих свои двери всем, кто готов совершенствоваться профессионально всю свою жизнь. В рамках проекта «Профессиональное образование без границ» школьники имеют возможность получить основное общее или среднее общее образование, параллельно посещая колледж. В результате обучения школьники одновременно с аттестатом об основном общем или среднем общем образовании приобретают возможность получения свидетельства о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации. В этом году наши ребята получили профессии «секретарь», «оператор ЭВМ». По некоторым профессиям обучение продолжится и в следующем году.
Находясь в поиске эффективных форм профориентационной работы, мы вошли в проект «Школы Новых Технологий #ЛюбиДелай». Данный проект направлен на развитие эффективных современных форм профориентации в школе. Он помогает нашим ученикам определиться с выбором будущей профессии и сделать осознанный выбор. Прежде чем его запустить, я прошла обучение в учебном центре SmartCourse. Оценила концепцию, выяснила, что она представляет собой хорошо выстроенную методику с четко продуманными занятиями, спланированной программой. Мы работаем чуть больше полугода, и могу с уверенностью сказать, что интерес у школьников есть: число участников проекта постоянно растет. В этом нет ничего удивительного: старшеклассники, а проект решили ориентировать на учеников 8-х классов, получают бесценные сведения о работе и работодателях, о том, как преподнести себя, чтобы получить желаемую вакансию, на какие актуальные профессии обратить внимание. Уже проведено 20 аудиторных занятий, включающих в себя теоретическую, практическую, исследовательскую деятельность. Ежемесячно в школе проводится weekend профессий. Эта форма работы нашим школьникам нравится больше всего. К нашим ученикам в гости приходят эксперты - профессионалы своего дела. Каждый раз приходят люди разных профессий - от рабочих до директоров крупных предприятий. Первоначально спикеров находила среди своих знакомых, в числе которых были и мои выпускники, ставшие успешными людьми. Привлекаю к участию в проекте и родителей, а те в свою очередь приглашают своих знакомых. Круг профессий существенно расширился. С удовольствием соглашаются рассказать о своих профессиях выпускники разных лет школы №2117.
Дети собираются в классе, там и они, и спикеры чувствуют себя раскрепощенно. Занятие строится динамично. Специалисты в течение минуты рассказывают о своей профессии, потом дети разбиваются на группы по интересам и формулируют вопросы одному из спикеров. Потом блицопрос и неформальная беседа. На вопросы взрослые отвечают предельно искренне, хотя вопросы бывают очень прямолинейные, дети спрашивают то, что их волнует. Они могут попросить рассказать о заработной плате, сложностях или курьезах, которые случаются в работе. Эти встречи помогают ребятам лучше сориентироваться в мире профессий, примерить их на себя. После таких бесед многие меняют свое представление о той или иной специальности. В следующем году нас ждет еще много интересных мероприятий, которые помогут нашим ученикам определиться с будущей профессией и сделать осознанный выбор.

Светлана ХРОМОВСКИХ, учитель биологии школы №2117