Что же нужно, для того чтобы ребенок развивался и свободно воплощал в жизнь свои идеи? Среда, в которой он будет чувствовать себя свободно и комфортно. Где нет слов «нет» и «нельзя», а есть  «давай попробуем» или «как ты думаешь?».
Развивающая среда в группе должна помогать реализации основополагающего принципа: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром - через игру и открытия.
Для создания среды не нужно изобретать велосипед! Нужно наблюдение за детьми, за их интересами, за тем, где они определяют для себя зону какого-то действия. Им не нужна красивая мебель! Детям нужен простор для их фантазии и игры. Наблюдения показывают, что ребенок определяет места сам: где хочет уединиться, экспериментировать, читать, конструировать и рисовать. Это говорит о том, что таким образом создаются центры активности в среде. Вот тут педагог должен проявить свои умения, организовать наполняемость центров так, чтобы ребенку было интересно и интерес не пропадал на протяжении всего периода нахождения в дошкольной группе. Взрослые боятся, что если дать малышу много художественного материала, то он все испачкает, применит не по назначению, и поэтому рождаются запреты. Но позволю себе с этим не согласиться! Запретный плод сладок, а когда нет запрета, а есть идея - это творческий процесс!
Задача взрослого - сделать праздник для детей, - как это ни печально, не всегда оправданна! Нам кажется, если мы все решили, написали сценарий, сами выбрали ребят на роли, а потом «надрессировали» - это должно им понравиться. Нет! Праздник должен быть непринужденным, чтобы можно было что-то из него вынести и он запомнился надолго. Сделать такой праздник помогают событийные мероприятия. Когда взрослый улавливает идею от самих детей, наблюдает их вход в событие, а потом ненавязчиво помогает выстроить ход события, тогда дети получают эмоции, знания, новые открытия, а в завершение события показывают все, чему научились и что узнали в его ходе. Радует и то, когда родители вместе с детьми и педагогами включаются в процесс событийности: готовят костюмы, создают совместно с детьми семейные проекты, участвуют в театрализованных представлениях. Дети становятся свободными в своем выборе, виден их интерес к происходящему.
Еще один элемент организации среды - бизиборд. Бизиборд (или развивающая доска) является ярким примером педагогической методики Монтессори, названной в честь своей изобретательницы. Мария Монтессори была, возможно, первым известным человеком, обратившим внимание на то, что школьное образование слишком стандартно и не учитывает индивидуальные особенности ребенка. Она предложила более гибкий подход, при котором ребенку предлагаются оптимальные условия для развития в виде эталонной развивающей среды, основа которой - естественное любопытство.
Стандартного набора вещей, прикрепленных к такой развивающей доске, не существует, но чаще всего в минимальном варианте это материалы различной фактуры, позволяющие ребенку просто получить тактильное представление о тех или иных предметах (это все еще и выглядит ярко и красиво). Родители, включаясь в процесс создания бизиборда своими руками, понимают, что сам процесс изготовления сближает детей и родителей, а ребенок получает от творчества и контакта массу удовольствия.
Вот так внимательные, заботливые и чуткие взрослые создают для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь под названием Детство.
Детство - это удивительный мир, который мы все проживаем, но многие из нас про него, к сожалению, забывают. Мы забываем, что когда-то тоже были маленькими исследователями и фантазерами, актерами и художниками. И только тот, кто в душе остался ребенком, может сделать мир наших детей красочным, интересным и познавательным!

Оксана САЛИНА, методист школы №1392 имени Д.В.Рябинкина;
Лидия МУХАМАДЕЕВА, старший воспитатель школы №1392 имени Д.В.Рябинкина