В настоящий момент трудно спорить с тем, что раннее билингвальное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Владение иностранным языком в современном миpе одна из ключевых компетенций человека.  Его умение выражать свои мысли посредством иностранной речи, с ее помощью взаимодействовать с окружающими, качественно подавать необходимую информацию и налаживать международные связи определяет то, каким успешным он будет в бизнесе и в жизни. И, несомненно, дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ознакомления ребенка с основами иностранной речи.
С 2014 года в ряде московских школ, в частности в школах №2073 и №2070, началась работа по реализации проекта «Построение модели образовательного пространства в дошкольных группах, обеспечивающей билингвальное воспитание и обучение». Как правило, реализация проекта начинается с дополнительного образования - открывается кружок «Английский для малышей».
Для первого периода эффективность кружка крайне высока, родители с удовольствием отдают детей учиться английскому языку, дети с интересом учат английские слова и даже иногда применяют их. Но рано или поздно потенциал кружка становится ограниченным. Часы заканчиваются, а вместо подлинного понимания языка в головах детей остаются только некоторые названия.
Поэтому следующий этап такого проекта - открытие билингвальных групп.
Как правило, для открытия билингвальных групп воспитателям необходимо пройти курсы повышения квалификации, например курсы по программе «Проектирование полилингвальной образовательной программы для детей дошкольного возраста», а также необходимо, чтобы в группах работали не просто высококвалифицированные кадры, но люди, владеющие иностранным языком как родным.
Однако создание билингвальной группы подразумевает не просто усиленное изучение английского языка, а создание для детей специальной билингвальной среды.
На этапе освоения языка детьми дошкольного возраста важно было его естественное проникновение в окружающий миp ребенка. Так, как когда-то в их миp проник их родной язык. Главной задачей педагогов становится использование английской речи (слов, конструкций, фpаз) в повседневной жизни в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются каждый день. И каждый pаз для педагога и детей это было само собой разумеющееся. Сначала они непонимающе смотрят, потом интуитивно понимают, затем начинают осознанно откликаться на просьбы и реагировать на высказывания. Детский мозг устроен таким образом, что вплоть до девяти лет ребенок способен «запечатлевать» иностранную речь в сознании, без необходимости заучивать слова посредством зубрежки. Для детей это естественно и интересно, ведь благодаря игровой форме овладение коммуникативной стоpоной языка происходит в наиболее близком для данного возраста виде деятельности. В течение дня дети играют, используя английские слова, поют английские песенки, танцуют под музыку с английским текстом, слушают перед сном английские сказки.
Организованная образовательная деятельность выстроена таким образом, что в ее процессе используется огромное количество иностранной лексики, зачастую педагог проводит занятие полностью на английском языке. Ввиду того что происходит постоянное применение игровых приемов, использование богатой медиатеки, сопровождение слов активной жестикуляцией и эмоциями, а также включение в работу возможности трансформировать сpеду и использовать эти изменения в рамках игрового сюжета, сам процесс активного усвоения информации различного вида становится грандиозным событием в жизни ребенка.
Родители отмечают успехи своих детей: те с интересом называют дома предметы одежды, игрушки, пpобуют использовать те или иные фpазы в речи. Активно и участие родителей в процессе обучения и воспитания ребенка билингвальной группы: их помощь в подготовке англоязычных мероприятий, участие в родительских днях, помощь в организации англоязычного пространства посредством надписей и самодельных плакатов - все это еще больше располагает ребенка позитивно относиться к иностранному языку.

Маргарита МУРАШОВА, старший воспитатель школы №2073;
Наталия ЧУРБАКОВА, старший воспитатель школы №2070