В декабре учителя и дети из Новой Москвы стали частью одного из таких виртуальных образовательных событий - части проекта «Сетевая подростковая школа» (подробнее о проекте читайте на стр. 20). Практика эта еще совсем новая, и всех участников можно смело назвать первопроходцами этого формата. Одним из направлений работы было виртуальное образовательное событие.
Его особенностью является то, что здесь деятельность участников происходит в большей степени в среде, чем в реальном пространстве. Участникам из разных школ предлагается выбирать направления и работать в сетевой группе, взаимодействие координаторов и участников осуществляется только посредством виртуальных инструментов (комнат, форумов, групп в социальных сетях, конференций). Само событие носит метапредметный характер. В кейсах заданий (пример http://teenagernet.ru/virt2) делается акцент на работе с противоречивыми данными, «деформированными» текстами, информацией открытого пространства. Отдается приоритет самостоятельной работе.
Более 250 детей, 10 модераторов сетевых групп и виртуальных включений, несколько моделей подключения детей, огромное число материалов, следов для анализа, освоение сетевой культуры, навыки XXI века и новые функции педагога - все это относится к насыщенной неделе в Кибервилле.
Началось событие, а точнее его первая часть, с громким названием «Кибервилль» с обращения Оксаны Малининой, заместителя председателя Молодежной палаты ТиНАО. Оксана говорила о сложностях, с которыми сталкивается набирающий обороты округ Новая Москва, где, кстати, и проживают все участники события. Заместитель председателя предложила ученикам разобраться с основными проблемными направлениями, которые описаны ими в 8 кейсах: рынок труда, градостроительство, историческое наследие, «зеленые легкие», качество воды, экология, медицина и спорт. На протяжении недели ребятам предстояло не только провести тщательный анализ кейсов, подготовить тезисы и аргументы в защиту своей позиции, но и предложить свои способы решения этих проблем и подготовить ответное обращение для молодежной палаты.
Для решения поставленной задачи ребята разбились на сетевые группы по интересам, каждое из направлений пользовалось примерно одинаковым спросом. Важно еще и то, что в группы входили ребята из разных школ, находящихся на разных концах округа, и общались они исключительно при помощи онлайн-сервисов. На первом этапе необходимо было проанализировать текст и найти в нем противоречия, недостоверные факты и ссылки на несуществующие источники, которые были изначально предусмотрены в кейсовых заданиях. Далее ребятам необходимо было защитить свою позицию и во время очередного онлайн-включения представить свои аргументы участникам других групп. Следующий этап предусматривал составление ключевых тезисов, отображающих основную идею группы, и формулировку предложений по решению проблемы. И, наконец, подготовка ответного обращения. По результатам данного опыта нами был проведен анализ проделанной работы.
Из его результатов стало очевидно, что ребята очень быстро схватывают задачу, которая перед ними стоит, определяются со своим приоритетным направлением, находят общий язык друг с другом, несмотря на то что большинство не были знакомы между собой, охотно выходят в прямой эфир и демонстрируют хорошие презентационные навыки и готовы к самостоятельной работе, так как роль модераторов события была минимальной. Однако нельзя не заметить ряд сложностей, которые были вызваны заданиями. К примеру, анализ текста, поиск противоречий и недостоверностей: к концу образовательного события большая часть групп использовала в своей аргументации исходный текст, ссылаясь на несуществующие источники, что означает, что такого плана ловушка сработала. Еще одним слабым местом оказались тезисы и аргументы. Хотя часть ребят уверенно справились с данной формой представления результата работы, другая часть учащихся все же этот формат не приняли. Понятно, что причиной этому в первую очередь служит непонимание детьми самих терминов. Неоднозначными стали и ответные обращения. Часть из них была тщательно проработана, были представлены реальные идеи с качественной визуализацией, которые уже можно использовать локально, но часть из них все же содержала нереальные предложения по решению задач и была представлена в формате текстовых презентаций, но вполне возможно, что причиной этому служат сжатые сроки события и возраст участников.
Таким образом, первая часть «Кибервилля» была преимущественно информационно-аналитической. Далее проходила проектно-форсайтная, где ребята, опираясь на анализ, проведенный в первой части события, работали над решением проблем, создавали проекты под определенные задачи (современные парки, парковки, новые автобусные остановки, мусороперерабатывающие заводы, сетевые телеканалы). И завершила блок презентационная серия, в ходе которой удалось сформировать карты детских проектов Новой Москвы - http://cybervill.ru/.

Главными результатами первого сетевого виртуального события являются желание ребят участвовать в событиях такого формата, работать самостоятельно, их способность принимать собственные ошибки и развиваться, открывать для себя новые инструменты и, конечно, карта перспективных проектов для Новой Москвы.
Виртуальные образовательные события - это интенсив, который направлен на тренировку навыков работы в сетевых группах, выполнения задания в условиях отвлекающих факторов, коммуникации с малознакомыми людьми, публичной презентации результатов, работы с несколькими цифровыми инструментами, анализа противоречивых данных, доказательства позиции и выстраивания сетевых проектов.
Иначе можно сказать, что здесь тренируются «твердые навыки» - в области информационно-коммуникационных технологий и «мягкие навыки» - сфера языковой компетенции, охраны здоровья и окружающей среды, фильтрации и анализа общедоступной информации в СМИ и Интернете.

Алена РАМОНОВА, методист школы №2122