- Управляющие советы школ сейчас в России создаются в различных вариантах, но все они обладают двумя определяющими признаками. Во-первых, в них входят представители от общественности - от родителей учеников, сотрудников (учителей) школы, местных сообществ. Во-вторых, управляющие советы полномочны принимать решения, касающиеся деятельности школы, то есть имеют управленческие полномочия.

Именно эти две ключевые особенности позволяют говорить о том, что школьные советы являются институтом общественного участия в управлении школой. Суть управляющего совета (далее УС) состоит не только в том, чтобы помогать школе, содействовать ей («пещись о ней», откуда идет и слово «попечительство»), но в том, чтобы принимать участие в управлении школой.

К сожалению, у нас, по столь привычной советской традиции, все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы, на уровне управленческих решений в 99% школ определяются директором либо учредителем и вышестоящими уровнями управления, а именно:

- содержание обучения;

- образовательные технологии, система оценивания, организация обучения и жизни ребят в школе в целом (режим, каникулы и т.д.);

- экономика школы (параметры бюджетного финансирования, система расходов, зарплаты и проч.);

- кадры;

- и все прочее (за исключением, быть может, организации родительскими силами выпускных вечеров, субботников по уборке школьного двора и покраски стен в «пожарный» летний период подготовки к новому учебному году и т.п.).

Рассмотрите Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения, что было утверждено постановлением Правительства РФ 10 декабря 1999 г., № 1379. Оно не сильно изменило дело. Там сказано, что попечительский совет (1) содействует привлечению в школу внебюджетных средств; (2) содействует организации и улучшению условий труда работников школы; (3) содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий; (4) содействует совершенствованию материально-технической базы школы.

То есть вся логика прав и деятельности попечительского совета исполнена в терминологии «содействия». Это, безусловно, неплохо и может оказаться весьма полезным для школы. Но мы полагаем, что необходим орган, который бы имел не только содействующие или, скажем, консультативные функции, но и прямые управленческие.

Именно в этой новой логике были разработаны разосланные Министерством образования и науки «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (14.05.2004, № 14-51-131). Согласно этому документу, УС имеет следующие реальные управленческие полномочия:

- согласование «школьного компонента» учебного плана школы и вводимых профилей обучения;

- утверждение программы развития школы;

- согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных);

- установление режима занятий школьников, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;

- решение о введении (отмене) школьной формы;

- содействие привлечению внебюджетных средств школой;

- согласование по представлению директора заявки на бюджетное финансирование и сметы расходования внебюджетных средств;

- согласование на сдачу в аренду школой закрепленных за нею объектов собственности;

- заслушивание отчета директора по итогам учебного и финансового года.

Конечно, мы не хотим противопоставлять попечительские и управляющие советы. Нужно и то, и другое. На наш взгляд, для внутришкольного уровня нужно иметь в качестве базового понятие «управляющий совет», а для муниципального и регионального - понятие «попечительский совет».