- Елена Владимировна, как организовано в вашем лицее дополнительное образование? Кто из педагогов занимается этой деятельностью?
- Практически каждый учитель у нас организует деятельность клуба. Лицейские клубы - это добровольные объединения педагогов и учащихся, основанные на общности интересов и потребностей в совместной творческой и интеллектуальной деятельности. Их цель - развитие дарований участников, свободное взаимодействие и продуктивное общение учащихся и педагогов во внеурочное время. Лицеисты выбирают среди множества клубов тот, что им ближе, и могут попробовать походить сначала в один клуб, потом - в другой, могут посещать несколько клубов одновременно, если у них хватает на это времени.
- Какие клубы ведете лично вы?
- Я вот уже на протяжении 18 лет являюсь руководителем двух клубов. Это «Недоросль», объединяющий юных журналистов, и «ЛЛТ» - лицейский любительский театр. О каждом из них стоит сказать отдельно…
«Недоросль» - название и клуба, и лицейской газеты, и журнала. Возникновение этого клуба берет свое начало в мае 1995 года, когда группа творчески настроенных и хорошо пишущих лицеистов (среди которых была, например, Ольга Лаврова - сегодня известный журналист Великого Новгорода) создала первую газету «Я - лицеист». Это были два сложенных пополам листочка А4, напечатанных еще на старом компьютере, без иллюстраций, но с качественными статьями. И сегодня я ориентируюсь на уровень этих первых журналистов. Впоследствии у газеты появился редактор, литератор Ирина Таяновская, газета поменяла название на «Недоросль», а в 2000 году меня пригласили на должность ее редактора. У меня за плечами был опыт работы в журналистике.
Как-то сразу пришла идея сделать из газеты журнал, и он стал им - сначала просто в картонной обложке с черно-белым изображением, а потом обложка стала цветной, яркой.
- Откуда приходят идеи для журнала? О чем пишете?
- Работа в редакции такая, какие приходят в коллектив дети. Некоторые выпускники скучают, приходят в гости, делятся опытом с новоиспеченными журналистами, пишут материалы… Мы им всегда рады. Еженедельно мы собираемся на общее заседание с чаепитием, обсуждаем новый номер, анализируем проделанную работу, распределяем задания, вычитываем уже готовое, даем задания художникам. А в течение недели постоянно контактируем: присылаются материалы, журналисты самостоятельно работают над своими заданиями, подходят с вопросами, трудятся в парах, группах. Потом опять собираемся. Иногда у нас просто праздники-чаепития проходят или презентации, когда закончили большую работу и есть что отметить. Есть в клубе и свои традиции, например, посвящение новеньких в журналисты, оно проходит в игровой форме. А также выпускной экзамен для старших, который готовят новички-журналисты.
Не так давно мы стали выпускать ежемесячную газету, которую печатаем и окупаем в лицее. Она называется «SMS-ка» («самое массовое сообщение»). Это проект лицейской думы, органа ученического соуправления.
Создание газеты - это творческий процесс совместной деятельности: сначала набрасываем идеи, потом уточняем и распределяем материалы, намечаем сроки - и за работу! Каждому находится дело!
- Елена Владимировна, я знаю о вашем кредо: никаких перепечаток, заимствований, даже иллюстраций из Интернета. И каждый рисунок в ваших печатных изданиях эксклюзивный и авторский!
- Да, это так. Мы держим планку, которую поставили изначально. Больше всего наши читатели любят интервью с учителями, лицеистами, опросы, живые злободневные материалы, любят и «литературку» (стихи и прозу своих сверстников), очень важна также вступительная статья - она задает тон и определяет настроение всей газеты. Нашей газете присущи определенная доля юмора, немного даже сатиры, живого творчества, злободневности, отклика на запросы читателей, по крайней мере, мы к этому стремимся.
О работе нашего творческого редакционного коллектива можно говорить бесконечно, но хочется и о втором моем клубе немного рассказать.
«ЛЛТ» - лицейский любительский театр - начал свою творческую жизнь в 2000 году. Я всегда любила театр, он непосредственно связан с литературой, и, конечно, всегда есть дети, которые очень увлечены театром. Главная цель этого клуба - создание спектакля совместными усилиями, ну а попутно мы получаем очень много - решаем массу воспитательных задач. Это и коллектив, сплоченный общим творческим делом, и раскрытие детских талантов, и освобождение от боязни сцены, и исправление дефектов речи, и пластика, и избавление от каких-то комплексов, и расширение кругозора, и духовное развитие, и многое-многое другое…
Начинаем мы с игровых упражнений. Затем выбираем пьесу, читаем вместе, обсуждаем постановку, начинаем репетиции. У ребят всегда много креативных идей: как оформить сцену, зал, какие декорации, афиши изготовить. Каждая встреча перерастает в яркое творческое действо.
- Как проходят театральные премьеры? Что в репертуаре?
- Мы играем в театр всерьез. В день премьеры продаются билеты и программки (реклама и афиши вывешиваются заранее), приглашаются почетные гости, для них есть специальные пригласительные билеты. У нас есть свои поклонники, приходят даже зрители со стороны. Премьера - это целое событие! Потом еще долго переживаются эмоции, идет общение между участниками созданного спектакля на особом театральном языке, понятном только тем, кто в этом всем участвовал (используются фразы из спектакля).
В нашем коллективе есть и выпускники, которые, будучи лицеистами, занимались театром и не смогли его бросить, с ними гораздо легче работать, и это уже стало традицией. В последнее время нам очень помогают и другие педагоги: Елена Сергеевна Чубукова, учитель математики и очень талантливый художник по костюмам, Ирина Алексеевна Фаустова, старший воспитатель и изготовитель аксессуаров, она нам такие шляпы делает, просто шедевр! Среди детей есть талантливые художники. В нашем репертуаре как небольшие, так и серьезные постановки: «Свадьба» Чехова, «Собачье сердце» Булгакова, «Нос» Гоголя, «Чайка» не Чехова, а Акунина… Сейчас совместно с хореографом Юлией Владимировной Васильевой мы поставили первый бал Наташи Ростовой и репетируем «Грозу» Островского.
Ну и главные наши помощники - администрация. Особенно директор Наталья Васильевна Федорова, которая не только всегда поддерживает нас и материально, и морально, но и просто искренне любит и нашу газету, и наш театр (не пропустила ни одной премьеры, несмотря на занятость). И к Наталье Васильевне всегда в первую очередь обращаюсь за недостающими деталями к спектаклю - у нее всегда что-нибудь находится. Всем - педагогам и детям - огромное спасибо! Без общих усилий мы не смогли бы так много!

От автора

В ближайшем будущем новгородский лицей-интернат примет участие во Всероссийском конкурсе «Успешная школа». Его организатором является ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» при участии Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке, Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре и Агентства стратегических инициатив.
В новгородском лицее-интернате одним из важных показателей успешности считают наличие широкого спектра программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, практически стопроцентную вовлеченность детей в эти занятия.

​Светлана ПОТАПОВА, Великий Новгород

Досье «УГ»

Опыт новгородского лицея-интерната регулярно обсуждается на семинарах, круглых столах, мастер-классах, встречах с педагогами и руководителями образовательных учреждений России, Эстонии, ФРГ, Швеции, США, Франции, Финляндии. Наработки данного учреждения образования транслировались через индивидуальное консультирование и содействовали созданию нормативно-правовой базы лицеев-интернатов (лицеев) Пскова, Смоленска, Астрахани, Мичуринска.

Только факты

В новгородском лицее-интернате действуют, в частности, клуб путешественников и скаутов «Улитка», клуб почитателей французского языка и французской культуры «Триколор», спортивный клуб «В контакте», клуб Royal college of drama (театр на английском языке), психологический тренинг-клуб «Тет-а-тет», клуб любителей информатики «Клик», вокальный клуб «Апельсин», танцевальный клуб Orange style, клуб «Робот», клубы прикладного творчества «Береста» и «Десятиручка», интеллектуальные клубы «Что? Где? Когда?» и «Дебаты».

Лицей-интернат стал первой инновационной школой Новгородской области, которая предложила и реализовала собственную модель образовательного учреждения. Опыт лицея-интерната (профильное обучение, сотрудничество с вузами, международная и проектная деятельность, организация системы дополнительного образования, формирование системы общественно-государственного управления) был внедрен в практику многими образовательными учреждениями не только региона, но и Российской Федерации.

Избранное

Давайте на минутку представим, что бы могли пожелать наши обычные школьные принадлежности, если бы они могли говорить…

Из разговора двух линеек
Метал­лическая: Ну что, деревянная? Желаю тебе в этом году быть более точной в своих расчетах и не ломаться в трудную минуту. Будь прочнее! Удачного валяния на столе!
Деревянная: Спасибо, металлическая. Для тебя пожелание лишь одно - не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас! Удачных дней в пенале.

Спор двух учебников на полке
Шелестит геометрия за 11‑й класс: Запомните, мои целлюлозные собратья. Главное, что может быть в жизни книги, - донести все теоремы так, чтобы училось проще. Только визуализация принесет пользу, помните!
Раскрылась толстенная литература: Пошелести мне тут! Что ты знать-то можешь, треугольник пересторонний? Главное - красота и богатство языка, его поэтичность, а не точность. Ее всем и желаю!
Примиряюще шуршит учебник по ОБЖ: Друзья! Вы правы оба, но самое главное в жизни - все-таки быть полезным! А не как я.
И последний совет вам всем даст циркуль после пары черчения: Не будьте, как циркуль на черчении, крутитесь в делах в этом году поменьше…

Данила Козлов, 11-й «М»
Из материалов лицейской газеты «SMS-ка»