Неудивительно, что Правительство Москвы направляет значительные усилия на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Мероприятия поддержки дают результат: количество малых предприятий в Москве демонстрирует устойчивую тенденцию к росту и в 2017 году составило 556927 единиц.
Ключевая составляющая в формировании предпринимательской среды - вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, обучение и мотивация. Значение этого вопроса было подчеркнуто участниками международной научно-практической конференции «Современное предпринимательское образование», прошедшей в конце марта 2018 года в Московском педагогическом государственном университете. В ходе конференции было рассмотрено разнообразие подходов и требований к образованию будущих предпринимателей, в том числе была представлена специфика организации предпринимательского образования на базе ОО СПО - колледжей и техникумов. Попробуем проиллюстрировать эту специфику на примере нашей образовательной организации - техникума сервиса и туризма №29.
Обучение в техникуме не ставит своей целью выпуск предпринимателей, мы готовим высококвалифицированных специалистов среднего звена, преимущественно под заказ успешно развивающихся компаний в сфере туризма, гостиничного сервиса, индустрии красоты, торговли и логистики, информационных технологий.
Решение о создании собственного бизнеса - ответственное принятие на себя совершенно особых предпринимательских рисков, готовность смены образа жизни в поиске предпринимательской выгоды.
В то же время выпускники техникума, имея в руках востребованную рынком специальность и получив квалификацию «парикмахер-модельер», «бухгалтер», «IT-специалист», рано начинают зарабатывать сами. В ходе практики на предприятии эти навыки совершенствуются, доводятся до высокого уровня. Вчерашний выпускник учится строить отношения с клиентом, набирает клиентуру и зачастую принимает решение о создании собственного бизнеса. Сперва это может быть самозанятость, индивидуальная трудовая деятельность. А дальше больше: свой салон, небольшая фирма, дальше сеть салонов или компания среднего уровня. Важно отметить, что такой бизнес прочно стоит «на земле» и носит предельно конкретный, практический характер, не оставляя места несбыточным фантазиям. Это достойный способ существования успешного специалиста на основе практического применения и распространения знаний, навыков и умений, полученных за годы обучения в техникуме и в ходе практики в передовых компаниях.
Еще наши выпускники работают в условиях рынка. В силу отраслевой специфики наш техникум готовит специалистов для частных компаний. И знание основ предпринимательства помогает нашим выпускникам лучше понимать ситуацию на рынке труда, видеть, есть перспективы у работодателя или надо искать другое место работы.
Итак, мы сформулировали для себя цель реализации элементов предпринимательского образования для студентов техникума следующим образом: создание механизма адаптации выпускников техникума к условиям реализации полученных профессиональных знаний и трудовых навыков в рыночной экономике.
Поставленная цель позволила определить задачи:
- привить студентам интерес к предпринимательской деятельности и понимание основ рыночной экономики;
- дать студентам знания, необходимые для реализации предпринимательской активности и инструментарий;
- сформировать необходимые для реализации предпринимательской активности первичные практические навыки организации бизнеса.
Ожидаемый результат: уверенное поведение выпускников на рынке труда и способность к самозанятости, созданию собственных бизнесов.
В мероприятиях проекта мы задействовали основные формы нашей образовательной деятельности:
- образовательные программы;
- стажировки;
- самостоятельная работа (проекты).
В состав основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) был включен специально разработанный модуль «Предпринимательский менеджмент». По мере вхождения техникума в международное движение популяризации рабочих профессий WorldSkills осуществлялась интеграция заданий международных стандартов WorldSkills в содержание модулей ОПОП. Особо необходимо отметить внешнюю оценку знаний и навыков студентов в формате демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills (компетенция WSI R11 Еntrepreneurship) - оценка осуществляется сертифицированными экспертами в четком соответствии с утвержденными требованиями и заставляет студентов внимательнее оценить свои возможности. Хотелось бы отметить растущий интерес студентов к сдаче демонстрационного экзамена по компетенции «Предпринимательство», если в прошлом году экзамен по этой компетенции сдавали (и успешно сдали!) 16 выпускников, то в 2018 году собираются подтвердить свои предпринимательские знания и навыки уже 57 человек!
К числу образовательных программ отнесены и кружок дополнительного образования «Свое дело» начиная с первого курса, и программа ДПО «Бизнес под ключ» для выпускных курсов.
Стажировки осуществляются в ходе практики на предприятиях малого и среднего бизнеса, в ходе встреч с успешными предпринимателями. Здесь особо хотелось бы отметить участие в проекте ГБУ «Малый бизнес Москвы» и ГМЦ ДОГМ «Предпринимательство: бизнес-старт». Так, в рамках этого проекта в середине марта 2018 года для студентов техникума был проведен семинар «Как найти креативную идею для бизнеса». В рамках программы с презентацией выступил молодой предприниматель и организатор своего успешного дела Сергей Дохов.
Он поделился с ребятами своей историей, подробно показав непростой путь проб и ошибок, который привел его в результате к правильному решению и стабильному росту дела.
Поделился важной информацией, нужными сайтами, ключевыми моментами в создании и разработке идеи бизнеса. Предостерег наших студентов об основных ошибках, которые совершают обычно молодые предприниматели без опыта. Детально остановился о выборе креативной идеи для своего дела.
- Предпринимательство - это не для всех! Побеждают активные и уверенные в себе. Нужно не бояться предпринимать первые шаги, учиться быстро реагировать и принимать правильные решения на разные ситуации, уметь брать на себя ответственность и не бояться ошибок, учиться быстро их исправлять. Обязательно консультироваться и брать пример с успешных профессионалов.
В программу семинара вошли ключевые для будущих предпринимателей вопросы:
1. Моя история успеха.
2. Исследование рынка.
3. Поиск креативной идеи.
4. Как реализовать идею?
5. Полезные сервисы.
6. Команда.
7. Взаимодействие с арендаторами.
8. Механика привлечения внимания СМИ к своему проекту.
9. Как масштабировать свой бизнес?
10. Что делать после этого?
Перед студентами выступили представители ГБУ «Малый бизнес Москвы», эксперты Центра услуг для бизнеса. Они рассказали о широких возможностях, которые предоставляет центр.
К слову, наибольший интерес у студентов вызывают встречи с успешными предпринимателями - вчерашними выпускниками техникума, в этом случае разговор носит наиболее предметный характер и мотивирует к активности.
Проектная деятельность студентов включает в себя участие в конкурсах и чемпионатах предпринимательского мастерства, разработку дипломных работ с применением подходов бизнес-проектирования.
Таким образом, реализуемый в техникуме подход позволяет студентам получить специальность, «обкатать» себя и свои знания, навыки и умения в фирме под руководством специалистов-практиков, а через некоторое время сделать осознанный и подкрепленный выбор - становиться или нет предпринимателем.
- Ежедневно я сталкиваюсь с необходимостью решения ряда задач, - говорит Артем Дурнев, независимый сертифицированный специалист в области Digital-индустрии, выпускник техникума, - зачастую непростых, которые стараюсь решить с максимально отличным результатом. Я не стою на месте - прохожу новые курсы и повышаю свой профессиональный уровень постоянно. Этого требует digital-сфера, которая меняется буквально каждый день. Конкуренция колоссальная, но у меня свой подход, отличный от большинства конкурентов: я стараюсь дать немного больше, чем от нас ожидают, и это приносит свои плоды. Срабатывает «сарафанное радио». Меня рекомендуют и не забывают. Учеба в техникуме сервиса и туризма №29 дает основательную образовательную базу знаний, актуальных и очень важных для профессионального и карьерного роста. Я учился по специальности «коммерция», а реклама в Интернете была одним из моих увлечений, которое в результате стало моим призванием. Мне очень помогают в работе практические занятия, тренинги по технологии продаж и мастер-классы по общению с клиентами от профессионалов крупных торговых сетей.

Ирина СЕЛИВАНОВА, заместитель директора техникума сервиса и туризма №29 по учебно-производственной работе