​Проверим расчет

- Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 №255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон №255‑ФЗ) в случае заболевания или травмы самого работника больничный оплачивается следующим образом:
- при стаже 8 и более лет - в размере 100% среднего заработка;
- при стаже от 5 до 8 лет - в размере 80% среднего заработка;
- при стаже до 5 лет - в размере 60% среднего заработка.
Также страховой стаж имеет значение для начисления пособия в связи с уходом за больным членом семьи (ч. 3, 4 ст. 7 Закона №255‑ФЗ).
При страховом стаже менее 6 месяцев размер пособия составит сумму, не превышающую за полный календарный месяц МРОТ, который с 1.01.2018 установлен в размере 9489 руб. Если в районах и местностях применяются районные коэффициенты к заработной плате, то они учитываются при выплате пособия по временной нетрудоспособности.
Для расчета суммы оплаты больничного необходимо знать сумму всех выплат за два предшествующих года, на которые начислялись страховые взносы в ФСС РФ.
Размер заработка за год для расчета пособия не может превышать предельный размер базовой суммы для начисления страховых взносов за соответствующий год (ч. 2, 3.2 ст. 14 Закона №255‑ФЗ), который за 2016 г. составляет 718000 руб., за 2017 г. - 755 000 руб., за 2018 г. - 815000 руб. (постановления Правительства РФ от 26.11.2015 №1265, от 29.11.2016 №1255, от 15.11.2017 №1378).
Для установления указанных сумм можно запросить у работодателя справку по форме 2‑НДФЛ.
После определения среднего заработка необходимо рассчитать средний дневной заработок. Для этого полученную сумму среднего заработка нужно разделить на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона №255‑ФЗ).
Если вы заболели в 2018 г., средний дневной заработок (СДЗ) исчисляется по формуле:
СДЗ = заработная плата за два года (2016 и 2017 гг.) / 730 дней.
Максимальная сумма среднего дневного заработка в 2018 г. составляет 2017,81 руб. ((718000 руб. + 755000 руб.) / 730 дней).
Если за два года, предшествующих году болезни, вы не имели заработка или же средний заработок в расчете за полный календарный месяц оказался меньше МРОТ на день оформления больничного, то средний заработок, из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Закона №255‑ФЗ).
После определения среднего дневного заработка нужно рассчитать сумму к выплате: Размер пособия = СДЗ x процент оплаты больничного (в зависимости от страхового стажа) x количество календарных дней болезни по листку нетрудоспособности.
При этом из числа календарных дней, за которые выплачивается пособие, исключаются некоторые периоды времени, например период освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда (ч. 1 ст. 9 Закона №255‑ФЗ).

Нестандартное в профстандарте

- Я учитель сельской школы, 35 лет веду уроки физики и математики, имею диплом об окончании математического факультета МГУ им. Н.П.Огарева (г. Саранск). Действительно ли я обязан пройти профессиональную переподготовку, чтобы иметь право вести уроки физики? Если да, то на основании какого нормативного акта? Директор школы говорит, что будут штрафовать школы, если дипломы работников не соответствуют названию предмета, который они преподают.

- В ч. 2 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) дано понятие профессионального стандарта как характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Частью 1 ст. 195.3 ТК РФ закреплено, что профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации.
В ст. 57 ТК РФ предусмотрено, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - Профстандарт педагога), который вступил в силу с 1 января 2017 года.
Профстандарт педагога предъявляет к учителю следующие квалификационные требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Для примера, каждой профессии, специальности или направлению подготовки, входящим в укрупненную группу (на которую приведена выше ссылка), присвоен шестизначный код типа АА.ВВ.СС, где: АА - порядковый номер укрупненной группы, ВВ - порядковый номер перечня профессий, специальностей или направлений подготовки, СС - порядковый номер профессии, специальности или направления подготовки.
К укрупненной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки» относятся: 44.02.01 Дошкольное образование; 44.02.02 Преподавание в начальных классах; 44.02.03 Педагогика дополнительного образования; 44.02.04 Специальное дошкольное образование; 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование; 44.03.04 Профессиональное обучение; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).
Для установления соответствия (несоответствия) между документом об образовании работника и требованиями к образованию и обучению, установленными Профстандартом педагога, необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:
- от 18.11.2013 №1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, направлений подготовки высшего образования - магистратуры, специальностей высшего образования - специалитета, перечни которых утверждены приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 №1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Минобрнауки России от 17.09.2009 №337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №1136» (в части высшего образования);
- от 5.06.2014 №632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 №1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 №354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 №355» (в части среднего профессионального образования).
С учетом имеющегося у вас диплома математического факультета университета, в вашем случае не может рассматриваться выполнение условия для работы в должности «учитель», предусматривающего наличие высшего образования в рамках укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки».
Однако для замещения должности «учитель» достаточно наличие высшего образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. В вашем случае это условие выполняется при работе в должности «учитель математики».
Для дальнейшей работы в должности «учитель физики» необходимо выполнить следующее условие - получить дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Однако надо иметь в виду, что постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 №584 (далее - постановление №584) разъяснены особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения, в том числе государственными или муниципальными учреждениями (школами, в частности).
Пунктом 1 постановления №584 установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов. Согласно пункту 2 постановления №584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.
Иными словами, дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 г., как в случае с Профстандартом педагога) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении №584 (1 января 2020 г.), - это завершение организации работы по их применению.
Таким образом, поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия.
На основании пункта 1 постановления №584 план по организации применения профессиональных стандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением) с учетом мнения представительного органа работников.
План по организации применения профессиональных стандартов должен включать:
а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке (например, если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план школы должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия);
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Исходя из изложенного, в плане по организации применения профессиональных стандартов вашей школы необходимость получения вами дополнительного профессионального образования может быть предусмотрена вплоть до 1 января 2020 года без всяких штрафов.
Письмом Минобрнауки России и Общероссийского профсоюза образования от 23.03.2015 №08-415/124 подготовлены разъяснения «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», которыми можно руководствоваться при решении вопроса о возможном прохождении вами профессиональной подготовки.
Так, например, разъяснено, что право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) установлено ст. 197 ТК РФ. В отношении педагогических работников право на ДПО конкретизировано Федеральным законом от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании).
ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (ч. 2 ст. 76 Закона об образовании).
Создание условий и организация ДПО работников отнесены к компетенции образовательной организации (п. 5 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании).
К созданию условий для ДПО работников относится урегулирование не только организационных, но и финансовых вопросов, непосредственно связанных с ДПО работников, в том числе:
- предоставление гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;
- направление работника на обучение (как в субъекте РФ, так и за его пределами) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ либо оплата обучения работника, зачисляемого на обучение, за счет средств организации, предусмотренных на эти цели, включая средства, доведенные до организации в структуре нормативных затрат на оказание услуг в сфере образования, а также полученные от приносящей доход деятельности.
Отмечено, что работник вправе отказаться от получения дополнительного профессионального образования, если работодатель не обеспечивает предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором. Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять дополнительное профессиональное образование за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Рекомендуем также ознакомиться с письмом Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 №122 «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах».