- Да, «Учитель года» - это классическое шоу! - убежден Николай Артеменко, преподаватель физики из Нижнего Новгорода. - Учителей натаскивают на то, чтобы они как можно лучше отрепетировали один или два урока, а потом показали его для жюри. И все бы ничего, но подготовка к такому шоу отнимает массу времени и сил, причем как у самого педагога, так и у его детей и всего коллектива школы. А толку ноль! Не принимал и не собираюсь принимать участия в этом спектакле!
- Очень странно, что кто-то воспринимает конкурс как пустое и бесполезное шоу, - рассказывает Юлия Неволина, преподаватель географии школы №10, город Чайковский, Пермский край. - Я сама победитель краевого конкурса «Учитель года Пермского края»-2010 и глубоко убеждена, что это прекрасная возможность для профессионального роста. Ведь на конкурсе важно показать не только и не столько себя, сколько продемонстрировать умение взаимодействовать с детьми и коллегами. Постановка, говорите? А попробуйте-ка поставить этот спектакль в незнакомой школе с незнакомыми учениками, и посмотрим, что у вас получится. Само слово «шоу» в данном контексте совершенно неуместно.
- У меня 25 лет педагогического стажа, я участвовала в этом конкурсе в 2012 году, стала победителем областного этапа, - делится впечатлениями Надежда Коновалова, учитель информатики, директор школы №3 города Строителя, Белгородская область. - И я абсолютно не согласна с тем, что подобные конкурсы - это шоу. Нет, шоу - это зрелище, а конкурс - прежде всего это жизнь. Там не только эмоции, но и огромное количество информации! На самом деле на конкурсе работают все - и учителя, и ученики, и жюри, причем работают очень много. И довольно странно воспринимать это как развлечение. Да, на открытых конкурсных уроках всегда есть место игровым моментам, музыке и танцам, но сказать, что можно выехать только за счет формы, пренебрегая содержанием, значит, не понимать самой сути конкурса.
- У меня педстаж более 30 лет, включая работу на руководящих постах, - говорит Сергей Чернышов, учитель истории гимназии №3, Брянск. - За эти годы я умудрился не поучаствовать ни в одном профессиональном педагогическом конкурсе, и только сейчас я решился пойти на «Учителя года». По мне, конкурс - это не шоу, точнее, не совсем шоу. Повеселиться и успокоиться - это не про «Учителя года». Здесь требуется колоссальная работа по целому ряду направлений. И что самое важное - конкурс меняет человека. Не секрет, что многие, кто проработал не один год, начинают думать, что, кроме вот этого класса, доски и парт, в мире больше ничего нет. А конкурс помогает увидеть мир во всем его многообразии, познакомиться с людьми из иных измерений, узнать, как они живут и работают. Поэтому конкурс - это целая школа профессионального мастерства! Главный смысл любого шоу - помочь зрителю получить эмоциональную разрядку, насладиться зрелищем, расслабиться и повеселиться. А конкурс - это колоссальная нагрузка, как эмоциональная, так и интеллектуальная. И если я понимаю, что научился чему-то новому, интересному, тому, что могу применить в своей работе, то это уже не разрядка, а зарядка! И на волне эмоций можно преподавать любой предмет гораздо интереснее, чем без эмоций. Любой нормальный учитель, давая урок, обычно всегда стремится сделать его интересным, ярким, насыщенным, эмоциональным. А ведь это все обязательные атрибуты шоу. Потому ребенок и запоминает материал лучше.
- Если учитель работает на совесть, у него просто не будет времени, для того чтобы и хорошо преподавать, и готовиться к конкурсу, - уверена Татьяна Павлова, пользователь одной из социальных сетей. - Поэтому, если ты успешен на конкурсе, значит, это в ущерб твоим ученикам. А если ты хочешь славы, пытаешься произвести впечатление на жюри, то ты не педагог, а шоумен, и тебе следовало бы подумать о смене профессии.
- Я участвовала в различных конкурсах - «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям», в ряде конкурсов методических разработок и, конечно же, в «Учителе года» (представляла свой регион на федеральном уровне в 2017 году), - перечисляет свои достижения Лариса Добродеева, учитель английского языка гимназии города Ливны, Орловская область. - Считать все это шоу могут, пожалуй, только люди, которые никогда в нем не участвовали, или сильно обиженные участники, уверенные, что их засудили. Да, конкурсные испытания отличаются от обычных, ведь каждый педагог в очень сжатые сроки демонстрирует все, на что способен, и делает это, пытаясь вместить максимум содержания в минимум времени, иначе никак. А сделать это надо красиво, ярко. Это не шоу, потому что в шоу нет глубинного содержания, там и цели совсем другие - развлечь публику и привлечь внимание к себе. На конкурсе это не главное, профессиональное общение куда важнее! Каждый делится своим опытом, наработками, и это дорогого стоит. Мы развиваемся, участвуя в такого рода испытаниях. С другой стороны, не секрет, что темы уроков бывают очень разные, и наша задача - сделать так, чтобы каждое занятие было ярким, запоминающимся, нескучным. Ярко не значит плохо!
- Обычный урок хорошего и методически грамотного педагога может дать школьникам в сто раз больше, чем вся эта 40‑минутная феерия с массой спецэффектов, - критичен в своих высказываниях Инсаф Шаймарданов, учитель-пенсионер из Магнитогорска, Челябинская область. - Но обычные учителя на конкурсе не востребованы, там нужны те, кто умеет показать только себя, свои способности и достоинства, а не достижения своих детей. И тут не надо быть профессионалом, достаточно уметь красиво пускать пыль в глаза. В выигрыше длинноногие блондинки, а пожилые и опытные - в аутсайдерах.
- Нет, конечно же, какое это шоу! - негодует Людмила Исаева, главный специалист Центра обеспечения деятельности образования Тулы. - И абсолютно неуместны обвинения конкурсантов в непрофессионализме. Развитие начинается уже с решения принять участие в конкурсе, затем продолжается на всем протяжении подготовки, и оно отнюдь не прекращается с окончанием конкурса. Не случайно ведь в стране получили такое развитие клубы участников конкурса «Учитель года», куда входят и те, кто через него прошел, и те, кто только собирается, и те, кто просто помогает участникам. Безусловно, это поиск лучших педагогов, которые потом становятся лидерами образования и чьи имена знают по всей стране. А шоу - это праздник. Хотя, конечно, конкурсные уроки - это тоже праздник, они дают огромный заряд творческой энергии. Да почему бы и нет? Но шоу - это что-то такое легкомысленное, а учительские конкурсы наполнены смыслом, деятельностью, содержанием.
- Я когда-то, будучи завучем, готовила коллег к таким конкурсам, хотя сама в них не участвовала, - признается Екатерина Бобровская, учитель географии, ОБЖ, адаптивной физкультуры Алексинской школы, Тульская область. - Но могу сказать, что это отчасти все-таки шоу. Потому что на конкурсе учитель должен уметь себя ярко представить, презентовать. Если ты не умеешь грамотно подать себя, ты потерпишь провал. С другой стороны, если ты не имеешь базы, не владеешь предметом, не можешь организовать работу класса, ты тоже провалишься. Уверена: каждый педагог должен владеть элементами шоу-мастерства, и этому надо учить, может, даже в педвузе. Но надо быть объективными: только за счет одного лишь шоу нельзя выехать, это сразу видно.
- Я принимала участие в двух конкурсах педмастерства - «Учителе года» и ПНПО, - рассказывает Светлана Малькевич, учитель английского языка лицея №11 города Ростова-на-Дону. - Да, это очень разные испытания, и их нельзя сравнивать между собой. Тем не менее ни то, ни другое нельзя назвать шоу. Участие в «Учителе года» помогает человеку раскрыться, и даже если у него что-то не получилось непосредственно на самом конкурсе, всегда есть возможность получить помощь и поддержку коллег, став участником послеконкурсного движения, а также просто поддерживая отношения с теми, с кем познакомился. Шоу мало наполнено содержанием. Это нечто фееричное, одноразовое. А тут мы имеем дело с целой системой испытаний, когда педагог демонстрирует свои достижения на разных этапах - от школьного до всероссийского. Учитель, который прошел через их горнило, как правило, не останавливается на этом и продолжает двигаться, развиваться, общаться с коллегами, распространять свой опыт.
- Я абсолютный победитель республиканского этапа конкурса «Учитель года», лауреат 2015 года, - говорит Римма Ронжина, учитель математики школы №58, председатель клуба «Учитель года Республики Башкортостан». - Могу со всей ответственностью заявить: это очень тяжелый труд! Приходится переворачивать и перерабатывать огромные пласты материала. Со стороны участника, по крайней мере, это именно так. Но даже будучи в составе жюри всероссийского конкурса, я тоже не чувствую себя в роли того, кого развлекают и ублажают, для нас это тоже серьезное и очень ответственное испытание, требующее колоссального напряжения. Формально, конечно, некоторые уроки действительно порой напоминают со стороны постановочное действо, рассчитанное на то, чтобы понравиться зрителю, дать ему массу положительных эмоций. Однако на конкурсе ценятся глубина мышления, широта суждения, мастерство владения материалом.
- В конкурсе участвовала, когда мне было 47 лет, - рассказывает учитель-пенсионер Людмила Громакова. - К сожалению, победителем не стала, поднялась только до уровня лауреата областного конкурса. Шоу ли это? Может, кому-то оно таковым и показалось, но у нас все участники пахали от зари до зари! Недосыпали, ведь от работы в школе никто не освобождал. Было довольно тяжело физически. Но позитивные ощущения остались на всю жизнь. Открылась более широкая панорама методов преподавания предмета и способов построения межличностных отношений.
- Безусловно, элемент шоу в конкурсе есть, - соглашается Алексей Бутусов, учитель русского языка, литературы, изо и технологии Красно­ткацкой школы, Ярославская область. - Но, подчеркиваю, что это методическое, то есть содержательное, шоу, не имеющее ничего общего с развлечением. Члены жюри конкурса - профессионалы своего дела, мастера, сотрудничающие с педагогами-практиками и знающие реальную картину современного педагогического процесса в обществе. И в конкурсе огромную роль играет послеконкурсная жизнь участников. Пройдя через целый ряд испытаний, начинаешь иначе оценивать окружающую деятельность, ставить себе другие планки, уже в принципе не позволяешь себе работать как-то посредственно. С момента моего участия в конкурсе прошло два года, и мы постоянно сотрудничаем с коллегами из других регионов, встречаемся на межрегиональных семинарах. Вот оно, повышение квалификации! И тут уже никаким шоу не пахнет.
…В свое время один всемирно известный английский писатель сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Участие в конкурсе «Учитель года» предполагает собой продуктивную деятельность, направленную на профессиональное развитие педагога. А значит, это и есть путь к знанию.
И, кстати, автор этой фразы - Бернард Шоу.