Недостроенная схема

В старших классах Светлана решила, что учителем не станет. Закончила музыкальную школу, подумывала об образовании в этой сфере или профессии экономиста, а сама безумно любила математику. В их физико-математическом классе гимназии №2 «Квантор» города Коломны преподавали ее просто виртуозно. Так уж случилось, поступила Светлана в Коломенский педагогический институт на физико-математический факультет. А из школы, как выяснилось, ушла ненадолго. Через четыре года вернулась на практику и ... осталась. Прошло почти семь лет, как она преподает математику и информатику.

...Так иногда бывает - услышишь голос человека и поймешь - все сложится. Когда я набирала номер ее домашнего телефона, то никак не могла представить, какой окажется моя собеседница. Может, будут там интонации строгого учителя, может, дома никого не окажется, но - повезло. Я услышала очень приятный, удивительно спокойный и мягкий голос Светланы Валентиновны.

И вот - два урока в параллельных шестых классах. Они пролетели быстро, наверное, оттого, что меня увлек процесс математического творчества. Да и как не поддаться, если заговорщически и почти играя, мне предлагали посчитать, вспомнить дроби, масштаб, задачки на проценты. Уже после, во время нашего разговора, Светлана Валентиновна объяснит:

- Первые десять минут - это разминка. За это время мы успеваем и в работу включиться, и думать начать.

Вы помните картину Богданова-Бельского «Устный счет»? У шестиклассников были такие же озаренные лица, когда они добирались до результата. Они так же причудливо складывали руки, грызли ручки, покусывали губы... Цифры окончательного ответа в той самой разминке Светлана Валентиновна тоже сумела обыграть. Дробь - 5 1/3 в переводе на русский язык выглядела так: оценка, которую мечтает получить каждый ученик, в числителе - самое маленькое натуральное число, в знаменателе - число поросят из известной сказки.

Темп, взятый вначале, так и остался высоким. В двух шестых классах ребята быстро и уверенно отвечали на вопросы учителя, самостоятельно решали задачи, выходили к доске... Но это общее - дальше классы расходились. Связано это было с программой. Дело в том, что Светлана Валентиновна преподает у своих шестиклашек по разным учебникам - профессора Л.Г.Петерсон и Н.Я.Виленкина.

- Когда я прихожу в класс, где мы изучаем математику по Петерсон, я не могу сказать: «Тема урока сегодня...». Нет, я должна к ней ребят подвести, чтобы они сами мне сказали, чем же мы будем заниматься. Главное здесь - это открытие знаний ребенком. И два класса, которые я веду, разительно отличаются, несмотря на то, что к урокам я готовлюсь одинаково тщательно, - рассказывает Светлана Валентиновна. - Учебник Л.Г. Петерсон значительно сложнее, но он учит думать, добывать знания. Это влияет на ребят. Они выглядят взрослее сверстников, способны к выводам и обобщениям, уверенно справляются с контрольными.

- А двойки ставите? - интересуюсь я.

- Иногда, - улыбаясь, отвечает Светлана Валентиновна. - Ребенок должен понимать, что его знания нужны прежде всего ему. Но всегда пойду навстречу тому, кто хочет улучшить свой результат.

...На уроке девчонка с последней парты долго тянула руку. Учительница ее спросила, при ответе ученица ошиблась. По лицу было видно, как она расстроилась, глаза опустила. Спустя несколько минут Светлана Валентиновна вновь задала ей вопрос. И надо было видеть, как засияли глаза девочки, как улыбнулась ей учительница! Но рабочую атмосферу в классе нарушило строгое замечание:

- Миша, убери калькулятор!

Нерадивый ученик быстро убрал думающую за него машинку. Во время нашего разговора Светлана Валентиновна пояснила, почему так не любит популярные ныне мобильные с фотоаппаратом и калькуляторы:

- Это просто беда! В одиннадцатом классе такие умельцы находятся, что фотографируют, отсылают, а потом получают ответы на телефон. Я не против прогресса, но считаю, что математика должна учить мыслить. Поэтому и ищу новые формы работы, которые помогли бы включить ребенка в этот непростой процесс.

И те, кто начинает думать самостоятельно, не нуждаются больше в подсказках и шпаргалках. Помогает этому технология деятельностного подхода, которую Светлана Валентиновна использует на уроках, и один из приемов запоминания.

- Самым эффективным, на мой взгляд, является использование таблиц, схем, опорных сигналов. Поэтому каждое математическое правило или закон я стараюсь, помимо словесного выражения, записать блок-схемой.

Итоговое тестирование в конце прошлого учебного года показало, что 78% учащихся владеют методикой построения и предпочитают отвечать теоретический материал в виде «недостроенных блок-схем».

- Это хороший результат. Составление собственных схем, конечно, удается не всем, но я не принуждаю учеников. Дело это добровольное, ведь каждый человек обладает своим типом памяти. Условно я разбиваю учеников на две группы: «человек-знак» - те, кому легче запомнить блок-схему, и «человек-слово» - им легче дается информация в виде текста. Сразу видна профильная направленность детей: склонность к точным наукам у первых и к гуманитарным - у вторых. Еще раз подчеркну, все алгоритмы представлены в двух видах: словесном и схематическом, чтобы каждый ребенок выбрал для себя удобную форму запоминания.

На проверку знаний у Светланы Валентиновны времени уходит не так уж много. Самостоятельная работа в шестом классе по пропорциям длилась всего минут пять. Это потому, что дети получили задания на карточках, где недостающие слова и цифры нужно было только вписать. Простая работа для ученика, если он выучил материал. Но для учителя это означает только одно: многочасовая подготовка к урокам дома. В прошлом учебном году к этому прибавилась еще одна забота - участие в городском конкурсе «Учитель года», потом «Педагог года Подмосковья-2004».

- Это очень сложно - одновременно готовиться к урокам и разрабатывать свою программу, но игра стоит свеч. Я вспоминаю, как боялась первого конкурсного урока. Меня просто колотило, а теперь отношусь к этому спокойнее. Появилась уверенность в своих силах.

Сил Светлане Кузнецовой хватает на многое. Кроме 33 учебных часов в неделю, классное руководство. А еще участие в федеральном эксперименте по внедрению технологии деятельностного подхода, федеральной программе «Гражданское образование школьников», городских целевых программах «Школа и здоровье», «Одаренные дети». На семью времени остается мало.

- Я сама росла таким же «беспризорником», как и многие дети учителей, - говорит Светлана о своем Данилке, которому недавно исполнилось четыре года. - Моя мама - преподаватель английского, бабушка - филолог. У нас настоящая династия. Я с детства привыкла к тому, что дома постоянно тетрадки, подготовка к урокам. Привык к этому и муж. Я благодарна своим близким. Без них я бы не справилась.

Поддерживают Светлану и в школе. Через все конкурсы с ней прошла Наталья Геннадиевна Карапузкина, завуч по научно-методической работе. А директор гимназии - Александр Ахсарбекович Аликов мечтает о том, чтобы Светлана поступила в аспирантуру. Сама учительница об аспирантуре пока не думает. Впереди у нее выпускные экзамены 11-го класса, экскурсионные поездки со своими шестиклашками и много-много учебной работы.

... Разговор подошел к концу. За окном уже стемнело. Гулко звучали наши голоса. В школьных коридорах было удивительно тихо. Я знала, что пятница - это самый сложный день у Светланы Валентиновны Кузнецовой. В школе она с утра и до самого вечера. Расставаясь, я думала, а бывают ли у учителя легкие дни? Или это призвание такое - быть учителем постоянно...

Мария ОТРЕПИНА, Коломна, Московская область