​Александра ХАРИТОНОВА, магистрант биофака ННГУ:
Обойтись без птичьего языка

Мне кажется, что идеальный преподаватель должен быть в первую очередь требовательным к знанию своего предмета, хоть этого и не любят сейчас студенты, но я считаю, что только в этом случае все отложится в голове надолго! У меня за все годы таких было всего трое. Преподаватель должен любить свой предмет и передавать свои знания студентам, делиться опытом. Нельзя просто отчитать лекцию или вообще вместо нее поставить презентацию, молча ее полистать и отправить студентов домой искать материал, даже не сообщая списка литературы, а на другой день в контрольной появляются вопросы, которые ни студент, ни преподаватель даже не разбирали и не касались в процессе занятий. Еще некоторые молодые преподаватели, стараясь, возможно, быть ближе к студентам, переходят на какой-то наполовину птичий язык... Создается впечатление, что ты не на лекцию пришел, а в клуб с друзьями, такого, по-моему, быть не должно. Преподаватель - это личность, которую хочется взять в пример, и так должно оставаться.

Валентин Ф., магистрант МАИ:
Самому не разобраться


Мне повезло, у меня были очень хорошие преподаватели. Не все, конечно, но многие. Самые лучшие, по моему мнению, - это практикующие специалисты с большим опытом. Идеальный преподаватель знает, о чем говорит, свободно владеет самой свежей информацией по своему предмету, по складу характера - адекватный, психически устойчивый, уверенный в себе, по возрасту - моложе 60 лет. А еще он должен владеть методами контроля усвоения слушателями материала. Это очень важно. Нельзя идти дальше, брать более серьезный уровень темы, до тех пор пока не усвоен предыдущий. А такое, к несчастью, бывает. Преподаватель читает себе, не контролируя нас, и у нас происходит наложение незнания на непонимание предыдущего материала. К экзамену с этим бывает очень трудно приходить. Самому уже не разобраться.

Евгения ГОРИНА, студентка 4‑го курса факультета физического воспитания Мининского университета:
Не приемлю рассеянность


В первую очередь я ценю в преподавателях справедливость. На втором месте вежливость и дружелюбие. Но также я за субординацию. Очень важно, чтобы преподаватель был организованным человеком: ничего не забывал, не путал, не пускал на самотек. Чтобы за каждым его словом и обещанием шло дело. Я сама человек организованный, поэтому жду этого от других, тем более от преподавателей. А даже среди остепененных встречаются люди рассеянные и необязательные. Ну и, само собой, важно хорошее знание своего предмета. Мне очень нравится, когда преподаватель приводит примеры из своей профессиональной практики, это помогает перенести теорию в практическую сферу. Такие примеры надолго запоминаются и, я надеюсь, всплывут в памяти в нужную минуту. Студенты должны видеть, что преподаватель заинтересован в своем предмете. Мне приходилось видеть, как преподаватели просто по бумажке лекции читают, как будто не знают этот предмет или он им неинтересен. Еще к необходимым качествам идеального преподавателя (как и школьного учителя) я бы отнесла умение выслушать каждого студента.

Виктория ЗАХАРОВА, студентка 4‑го курса филфака педагогического университета:
Только конструктивная критика


На мой взгляд, идеальный преподаватель должен уметь интересно преподносить материал по своему предмету, уметь заинтересовать студентов изучаемой темой, давать рекомендации для дополнительного изучения предмета, использовать только конструктивную критику, обязательно любить свой предмет. Все вышеперечисленное очень важно. Но в первую очередь хороший преподаватель для меня - это человек, к которому можно обратиться за советом.

Арина ИВАНЕНКО, выпускница экономического факультета ННГУ, магистрант юридического факультета университета:
У таких людей огонек в глазах

Идеальный преподаватель - это фанатик собственного предмета, тот, кто любит его всей душой и старается привить эту любовь своим студентам. Это происходит через живое общение на лекциях, через дискуссии, опросы, во время работы над курсовыми и дипломами. Такие преподаватели отличаются от остальных даже внешне. У них словно огонек в глазах, во время их лекций нередко зажигаются огоньки в глазах студентов.
Настоящее, подлинное образование, на мой взгляд, возможно только через живое общение. Мне есть с чем сравнить. Второе образование я получала дистанционно, и мне очень не хватало живых знаний, которые передаются от человека к человеку, а не из Интернета от холодного экрана.

Антон ТАРАСОВ, студент 3‑го курса электрофака НГТУ имени Алексеева:
Нужно знать производственную жизнь


На мой взгляд, идеальный преподаватель в отличие от остальных знает, что сейчас необходимо и актуально в его области, очень хорошо осведомлен в практическом применении предмета, умеет объяснять сложные вещи простым языком, не зацикливается только на своей точке зрения. Он терпеливо относится к студентам, учитывает возрастную разницу и недостаточность опыта. Готов помочь, терпеливо повторить то, что дается и усваивается с трудом. И еще один момент. Чем больше преподаватель знаком с производственной сферой, тем лучше. Словом, сегодня востребованный в своей отрасли преподаватель лучше, чем просто преподающий в вузе и не знающий жизни.

Лилия РАМАЗАНОВА, студентка 5‑го курса факультета филологии и истории Елабужского института Казанского федерального университета:
Не любите? Заставим!

Каким должен быть идеальный преподаватель? Пару лет назад я бы, наверное, с легкостью ответила на этот вопрос в стиле: «Идеальный преподаватель должен и то… и это...» - и далее целый список с перечнем того, что преподаватель должен и не должен. Однако сейчас, проучившись 5 лет в педагогическом вузе, я поняла, что не все так просто с этим «должен». Возможно ли быть идеальным преподавателем, который в 100% случаев угодит любому типу студента? Наверное, нет. Есть такие преподаватели, пары которых позволяют себе прогуливать минимум 50% группы. Но есть и такие, к которым студенты придут в полном составе в любое время дня и ночи. В чем секрет? По мне, так дело в отношении преподавателя к своему предмету.
Во-первых, идеальный преподаватель не позволяет себе читать лекции по бумажке, тут важнейшую роль играет зрительный контакт с аудиторией. Однако в данном случае глаза являются не зеркалом души, а неким ретранслятором, связующей нитью между студентом и преподавателем, когда понимание перетекает во взаимном контакте от одного к другому. Вспомните, как вы читаете информацию в газете, упершись глазами в строчки. Для кого вы это читаете? Чаще всего исключительно для себя. Вот и с преподавателем и его лекциями на бумажке примерно так же, с той разницей, что он должен читать лекцию студентам, а не себе. Преподаватель с горящими глазами и активным контактом со студентами вызывает в этом плане куда больше уважения и доверия.
Один из моих преподавателей сказала нашей группе на паре: «Не любите мой предмет? Заставим полюбить!» И ведь заставила! И в хорошем смысле! Зара­зила своей любовью к языко­знанию, отвечала на любые наши вопросы, задавала свои, приучая мыслить креативно, заполняла каждую секунду занятий.
Прекрасно, если знающий и любящий свой предмет преподаватель обладает еще и чувством юмора и ловит ту тонкую грань, когда нужно разрядить обстановку, потому что студенты тоже люди и им свойственно иногда «загружаться». Полюбить предмет и работать на парах гораздо легче, если преподаватель - наставник и товарищ, а не только начальник.
Важно уметь слушать и слышать, уважительно относиться к студентам. Тогда и ответное отношение будет соответствующим.

Егор Р., студент 4‑го курса Технологического университета Санкт-Петербурга:
На первом месте - четкая подача материала


Что я ценю в преподавателях? На первом месте - умение подать материал. Второе - преподаватель должен иметь желание чему-то действительно научить, а не просто рассказать и свалить по своим делам. Третье - преподавателю необходима строгость. Не чрезмерная, конечно, в пределах разумного. Но за годы учебы я понял, что без строгого отношения со стороны преподавателя мы расслабляемся и можем просто ничего не выучить. Для нашего будущего это очень плохо. Четвертое - было бы неплохо, если бы преподаватель имел общение со студентами в плане компромиссов или помощи в обучении, и пятое - не обязательно, но хотелось бы, чтобы у преподавателей было чувство юмора. Обладателей всех вышеперечисленных качеств мы, студенты, высоко ценим и уважаем.

Елизавета Д., магистрант исторического факультета университета:
Неравнодушие - это главное

За шесть лет своей учебы я видела много разных преподавателей. Одни нам нравились, от других мы не чаяли, как избавиться. Были среди них самовлюбленные, высокомерные или вредные, занудные, встречались преподаватели, хорошо знающие свой предмет, но чересчур требовательные. Были, напротив, такие, которым все «фиолетово». И такие, кто вместо информации по предмету любил рассказывать о себе, о своей семье. Предмету предпочитал всякие истории из жизни... К таким мы мало ходили, кому все это интересно? Некоторые допекали своим контролем посещаемости. Они ходили на лекции с тетрадками и переписывали, кто пришел, кого нет. Потом выясняли причины. Детский сад. Идеальным, с моей точки зрения, могу назвать лишь одного преподавателя - Екатерину Алексеевну Григорьеву. Она очень хорошо знает свой предмет, увлечена им, прекрасно рассказывает, объясняет. Очень уважительно относится к студентам, у нее нет любимчиков, она ко всем относится одинаково доброжелательно. Кажется, что она в каждом из нас лично заинтересована. Это огромный плюс преподавателю - неравнодушное отношение к студентам, к их знаниям и их судьбе. И к ней на занятия, кстати, ходили все, просто потому что с ней хотелось общаться, даже смотреть на нее всегда было приятно. Я всегда буду стремиться быть хоть немного похожей на нее.

Ксения КУЗНЕЦОВА, аспирантка юридического факультета кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Кондопога, Карелия:
Поверить в себя и покорять вершины

Я считаю, что прежде всего идеальный преподаватель должен хорошо владеть тем предметом, который он преподает, интересно и не читая проводить лекции. Преподаватель должен любить свою работу и с душой подходить к учебному процессу: готовиться к лекциям, доходчиво и понятно объяснять студентам учебный материал, адекватно оценивать возможности студентов. Не менее важным является в преподавательской деятельности наличие дружественного контакта со студентами, я считаю, что идеальный преподаватель должен быть не только педагогом, но и психологом. Идеальный преподаватель должен положительно воздействовать на развитие студента, формирование у него профессиональных и личных качеств. Я могу назвать своего педагога по вокалу, вот она идеальный преподаватель - Наталья Валентиновна Киль! В студенчестве, когда училась во Всероссийском государственном университете юстиции (РПА Минюста России), не раз замечала, что кто-то лучше предмет знает, у кого-то лучше контакт со студентами. Идеальных преподавателей очень мало! Это единицы! Для меня идеальным преподавателем в студенческой жизни являлась Анжела Евгеньевна Александрова, которая вела у нас историю государства и права зарубежных стран, конституционное право зарубежных стран. У нее всегда интересно проходили лекции, она была не только преподавателем, а, на мой взгляд, другом для всех студентов. Не могу не отметить преподавателя по предмету «Гражданское право» Романа Викторовича Туманова, который, безусловно, является профессионалом своего дела, владеет своим предметом на самом высоком уровне и может являться примером для молодого поколения преподавателей. Сейчас нам говорят в аспирантуре, что основная цель преподавателя - это научить учиться студента. Я полностью согласна с этим утверждением и уверена, что студента можно заинтересовать так, что он в себя поверит и начнет покорять вершины, а в дальнейшем свяжет свою жизнь, например, с научной деятельностью!

Анна ЛУЩИКОВА, студентка 4‑го курса Омского государственного университета:
Вдохновение - великая сила


Мне нравится, когда преподаватели вдохновляют на то, чтобы мы шевелили мозгами, а не просто сдавали зачеты и экзамены. Хочется пробовать себя в чем-то большем, чем лекции и семинары. Благодарна своему школьному учителю химии Наталье Михайловне Овощниковой, увидевшей во мне потенциал и предложившей поучаствовать во Всесибирской олимпиаде школьников, хотя тогда я знала совсем мало. Понимаю, что главная задача вузовского преподавателя все же грамотная подача изучаемой дисциплины, заинтересовывать должны были школьные учителя. И, к сожалению, многие из нас пришли в университет не по зову души, просто чтобы получить корочки. Но, может, все-таки этот потенциал есть, и если его кому-то не помогли раскрыть в школе, почему не сделать это в вузе? Кто-то же должен! Мне очень обидно за естественные науки. Это же удивительные открытия каждый день, а большинство этого не видят. Ну не научили их смотреть. Стихи пишут все почему-то, а химия кажется тоской. А это неправда. Мы с ребятами решили сами искать талантливых школьников, помогать им тоже раскрыться, как мне помогла моя учительница. Сами своей командой регулярно участвуем в Международном турнире естественных наук, который ежегодно проходит в Санкт-Петербургском государственном университете, и подростков подтягиваем. Обходим школы, рассказываем детям, что это такое, приглашаем поучаствовать в заочном этапе турнира, который организовываем.

Камилля ЮРИКОВА, студентка 5‑го курса факультета филологии и истории ЕИ КФУ:
Лучшая награда


Идеальный преподаватель - тот, кто, не давя своим положением и властью, завоевывает авторитет студента. Это не столько тот, кто идеально дает свой предмет (хотя это тоже важно), а тот, кто своей персоной заставляет полюбить этот предмет. Он не далек от студента, но и панибратства не допускает. Он требователен, но больше того, что он дал, не просит. Харизматичный, уверенный в себе, уважающий студента (не чрезмерно, а на человеческом уровне). С любовью и интересом дающий свою дисциплину, делящийся через лекции своим жизненным опытом, накладывая теорию на практику.
Для меня это наши преподаватели с кафедры русского языка и литературы. Как они говорили вначале, что литература изменит наше мировоззрение, так и вышло. И еще добавлю: идеальному преподавателю доверяешь, на него хочется быть похожим, ему хочется подражать. Ты ходишь добровольно на его пары, зная, что получишь много полезного не только в профессиональном плане, но и в жизненном. Ты выполняешь его задания просто потому, что тебе искренне интересно это делать и хочется ну хоть как-то показать, как ты им восхищаешься. Ведь качественная обратная связь от студента - лучшая награда преподавателю.

Сергей ДМИТРИЕВ, студент Новосибирского государственного педагогического университета:
Чтобы денег не просили


Прекрасно, конечно, что я читаю в нашей газетке, какие у нас все замечательные и удивительные. Только это не всегда совпадает с реальностью. Главное, чтобы преподаватели денег не просили. Хотя, знаете, когда денег просят, это тоже стимул учиться. У меня лишних нет, теперь приходится зубрить.

Матвей Д., студент математического факультета Томского государственного университета:
Презираю тех, кто тупо отрабатывает зарплату


Преподаватель должен быть знающим. Желательно, чтобы он знал больше меня. Иначе для чего я здесь учусь? При этом хорошо бы, если б он не нервничал, поняв, что знает меньше студента, а попытался сам стать грамотнее. Была у меня такая ситуация, когда не мог сдать зачет именно по этой причине. Презираю людей, которые тупо отрабатывают зарплату. Удивляюсь, как им самим не скучно жить? Неудивительно, что и студенты тупо отрабатывают курсовые. Цель должна быть какая-то у людей, и этой целью не могут быть диплом или деньги. К счастью, у нас далеко не все педагоги такие. Есть люди, с которыми можно говорить и спорить, а не часами слушать бессмысленные тупые лекции, которые я и без них прочитаю где надо, причем с меньшими затратами сил и времени.

Ангелина ЯКОВЛЕВА, студентка 1‑го курса Омского музыкально-педагогического колледжа:
Поменьше стереотипов


Преподаватель должен быть в первую очередь молодым. Это не обязательно относится к возрасту. Просто у молодого душой человека меньше в голове стереотипов, больше желания меняться. Я, например, совершенно не понимаю, почему каждый педагог считает свой предмет главным. Особенно это проявлялось в школе, в колледже все-таки все понимают, что мы пришли в первую очередь за тем, чтобы получить профессию, а не стать философами. Я хочу рисовать - это главное, для чего я здесь, но мне скучно запоминать даты. Что, в самом деле хороший специалист должен знать назубок, в каком году китайская императрица Фэн в очередной раз свергла с престола Тоба Хуна? Нет, мне важнее и интереснее ее экономические преобразования, вот они мне, возможно, пригодятся. Мне нравится, когда люди горят своим делом, а не просто требуют, чтобы мы любили их предмет, не пытаясь сделать его увлекательнее, понять, что не так, почему он нам не нравится. Хорошо, когда преподаватели пытаются нас понять и, что важно, заинтересовать. Потому что многие, к сожалению, требуют от молодых того, что не могут сами. Ну если ты позволяешь себе не проверить тетрадки, потому что устал, то почему ты отказываешь в усталости молодому человеку? Мы тоже живые.

Ольга ЕРАХТИНА, студентка 4‑го курса заочного отделения факультета психологии и дошкольной педагогики Мининского университета:
Без фаворитов и аутсайдеров


Грамотный педагог ко всем детям относится одинаково хорошо, у него нет ни фаворитов, ни аутсайдеров, он заинтересован в своей работе, профессионально невыгоревший. Позитивный, обладает добрым чувством юмора, всегда тактичный, толерантный и невозмутимый. Умеет интересно рассказывать, но при этом внимательно слушать и поддерживать, когда это нужно.

Гузель ГАТАУЛЛИНА, студентка 3‑го курса факультета математики и естественных наук Елабужского института КФУ:
Неслучайный человек


Идеальный преподаватель должен быть уверен в себе. Он обязан не только знать свою дисциплину, но и уметь доступно и понятно объяснить студентам суть своего предмета.
Идеальный преподаватель должен постоянно развиваться. Для нас, студентов, важно, когда преподаватель постоянно дополняет свой курс новыми сведениями, подробностями, следит за новыми тенденциями в сфере своей профессиональной деятельности.
Также для студентов очень важно, когда преподаватель честен и справедлив с ними. Идеальный преподаватель всегда выслушает мнение студента. Это новый друг, с которым общение доставляет одно удовольствие.
Идеальный преподаватель - это педагог с большой буквы, для которого работа - это его жизнь. Он отдает студентам частичку себя. Такой преподаватель в своей профессии человек неслучайный!