Остановимся подробнее на следующем абзаце: «С одной стороны, он стал более упорядоченным по структуре и методически даже сильнее проработанным. Хотя пока все равно не выполняет задачу пропаганды знаний и не сделал учителей-победителей популярными в народе». К слову, о пропаганде знаний. Что имел в виду автор «Независимой газеты»? Перечислять огромное количество мероприятий, которые проводятся по инициативе региональных клубов «Учитель года» и при поддержке местных органов власти, широко известных педагогическому сообществу, - различных региональных слетов, форумов, фестивалей, летних и зимних школ, семинаров, - я не буду. Представлять географию этих акций для людей знающих тоже нет смысла, но было бы несправедливо не назвать точки притяжения, какими являются места ежегодных сборов учителей-конкурсантов (российского, региональных, муниципальных этапов), какими стали Архангельск, Самара, Тольятти, Ульяновск, Санкт-Петербург, Ямал, Хабаровск, Республика Саха (Якутия), Московская область и другие места, не названные, но не менее замечательные своей полезностью общения.
Что же касается популярности, то каждому участнику конкурс предоставляет уникальные возможности служения на ниве отечественного образования. Татьяна Васильева (2003 г.) - первый заместитель министра образования Республики Карелия (не понаслышке знаю, как трепетно она относится к конкурсу), Александр Селянин - генеральный директор АНО «Школьная лига» (бывший министр образования Республики Карелия), Екатерина Уба (2006 г.) - первый заместитель председателя правительства Ульяновской области, Андрей Милехин (2001 г.) - проректор МГППУ, Лариса Тутова (2011 г.) - депутат Государственной Думы седьмого созыва, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, Антон Молев (2011 г.), Яна Куприна (2011 г.) и Марина Ермоленко (2011 г.) трудятся в законодательных собраниях в своих регионах.
Они определенно по роду своих должностей занимаются пропагандой знаний.
Конкурс выявляет лучшие практики обучения, и от личностных качеств их обладателя зависит его стремление к формам их распространения. Для одних - написание статей, книг и методических рекомендаций. Например, как много копий было сломано о метапредметность, но в работе Софьи Галян «Метапредметный подход в обучении школьников» любой профессионал найдет ответы на самые сложные вопросы. Все ли помнят, что Софья Витальевна была участницей конкурса в 2008 году?
Для других - создание электронных образовательных ресурсов. Созданный Дмитрием Гущиным образовательный портал для подготовки к экзаменам решуегэ.рф - опережающий время образец цифровой коммуникации учеников, родителей и учителей.
Михаил Нянковский, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» (1994), директор книжного издательства «Академия 76», помогает участникам конкурса в издании их авторских методических пособий. Благодаря его усилиям учителя получили пособия, авторы которых участники конкурса Лилия Галузина, Ирина Добротина, Андрей Семке, Анатолий Пименов и многие другие.
Алексей Овчинников, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2011), Ирина Баскевич, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2012), учитель географии из Перми, активно сотрудничают с Институтом развития образования и повышения квалификации работников образования Республика Саха (Якутия).
Олег Петунин (1996 г.) ныне доктор педагогических наук, автор более 150 научных работ, заведует кафедрой естественно-научных дисциплин Кузбасского ИРО.
Имена... Их так много, что есть опасность не завершить статью.
Поэтому наконец появился сайт www.tearcher-of-russia.ru. Этот ресурс является, по сути, банком Всероссийского конкурса «Учитель года России».
С уверенностью можно сказать, что те, кто не хочет пропасть в безвестности, не уходят с орбиты конкурса. А потому имена Артура Зарубы (1992 г.), Олега Парамонова (1993 г.), Екатерины Филипповой (1996 г.), Александра Глозмана (1997 г.), Михаила Нянковского (1994 г.), Владимира Головнера (1997 г.), Игоря Смирнова (2002 г.), Евгения Славгородского (2004 г.) - и пусть простят меня те, кто не упомянут, - известны учителям, встреч с ними всегда ждут. Известны и популярны и новые имена, и не только тех, кто стал абсолютным победителем, но и лауреатов, а также (что является утверждением значимости конкурса) не попавших в их число.
Адыля Алиева, Мария Ахапкина, Алла Волкова, Анна Шелия, Анна Умнова, Сергей Колпаков, Евгений Ковалев, Юлия Симакова - этот список победителей, лауреатов, финалистов может быть очень длинным, поскольку конкурс для большинства его участников становится ступенькой для профессионального роста и проявления себя в учительском сообществе.
Я же возьму собственный пример (не ради самопрезентации, а ради реального примера). Учитель математики из Республики Карелия, в 2010 году я стал учителем года Республики Карелия, а в 2011‑м - лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России». Именно участие в конкурсе открыло для меня возможности широкого профессионального общения с учителями страны, распространения своих наработок и обогащения авторскими методиками, педагогической практикой коллег.
2010 г. - авторская стажировочная площадка «Мультипликация на уроках математики и не только» на базе Института развития образования Республики Карелия, целью которой было распространение современных технологий, их интеграция в методики преподавания различных предметов.
2013 г. - проведение уроков и мастер-классов в школах Южно-Сахалинска. Кстати, там мы работали в команде с Татьяной Юрко, учителем русского языка и литературы, лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011.
2015 г. - участие в масштабном проекте российского образования «Открытый урок с издательством «Просвещение»: Электронный учебник на уроках математики». Прямая трансляция собрала 4000 слушателей, а количество просмотров на сегодняшний день - 15763.
2016 г. - проведение методического объединения учителей математики г. Хабаровска. Данное мероприятие посетили не только городские учителя, но и те, кому пришлось потратить на дорогу к Хабаровскому институту развития образования более четырех часов.
2017 г. - знакомство с Ю.В.Кынатовым (2010 г.), активным подвижником конкурса, председателем клуба «Учитель года». В его небольшой школе в Верхневилюйске (а это 9 часов езды от Якутска) побывала немалая часть участников Всероссийского конкурса, поделившихся своим уникальным опытом с коллегами этого удаленного от центра края. А в феврале 2017 г. Юрию Васильевичу удалось провести турнир для математиков «Кубок Семенова», объединивший опытных и только начинающих математиков. Мне и Вадиму Николаевичу Соломину (2012 г.), математику физико-математического лицея №239, посчастливилось продуктивно поработать на протяжении трех дней в рамках данного мероприятия.
2018 г. - проведение стажировочной площадки «Современный урок в практике учителя: опыт, проблемы, результаты» в г. Сор­тавала Республики Карелия: мастер-класс и анализ учебных занятий молодых педагогов. И, конечно, совсем недавняя весенняя онлайн-консультация, организованная Министерством образования и науки РФ, для сдающих единый государственный экзамен по профильной математике, которая собрала 54000 просмотров.
Уверен, что большинство моих коллег, с которыми меня познакомил конкурс, могут представить внушительное портфолио, подтверждающее признание профессиональным сообществом.
Прочитав статью Натальи Савицкой, я, конечно же, пообщался с коллегами, но мне было важно узнать мнение о написанном человека, который о конкурсе знает много, поскольку работает в нем с самого его начала, помнит многих конкурсантов, события, изменения. Елена Михайловна Пахомова, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, отреагировала эмоционально: «А что, собственно, так встревожило и взволновало вас? Меня, скажем, зацепила легкость, с какой автор пишет как бы между делом о важном социально значимом событии, которое продолжается без одного года уже 30 лет. Это ведь не статья-размышление о том, как повысить роль конкурса в развитии образования или какие новшества привнести в него. Хотела ли автор обратить внимание на какие-то конкретные несовершенства в конкурсе? Но тогда это как-то глубоко спрятано. Все ли так радужно в конкурсе? Нет, конечно. И на Солнце есть пятна! Но оно ведь не перестает светить!»
Поэтому, прежде чем покушаться на значимость конкурса сомнительными, наспех сделанными выводами, может быть, не стоит ограничиваться небольшим количеством сведений, среди которых обязательно будет несколько негативных? Послеконкурсная жизнь богата событиями, жизнь и творчество многих конкурсантов столь полезны для учительства, что, право, заслуживают большего уважения.

​Алексей ДОРОНИН, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года»-2011, учитель математики школы №1520 имени Капцовых, Москва