Для начала немного статистики. Согласно опросу, в котором приняли участие 500 семей из разных регионов России, 85 процентов детей не могут обойтись без гаджетов. Почти половина детей признаются, что не до конца откровенны со своими родителями при обсуждении своего поведения в Сети. В основном это касается количества времени, проведенного в Интернете.
Также 9 из 10 школьников признаются, что играют в компьютерные игры. При этом игры важнее именно для мальчиков (этим занимаются 83 процента ребят и лишь 63 процента девчат), а вот юные леди предпочитают играм общение с друзьями (подобное развлечение свойственно 78 процентам представительниц слабого пола и лишь 69 процентам мальчиков).
Если подробно расписать активности школьников в Сети, то получится следующая картина: после игр и общения на третьем месте стоит просмотр видеоприколов и смешных картинок (это интересует 70 процентов мальчиков и 67 процентов девочек); на четвертом - просмотр ви­деофильмов и прослушивание музыки (50 и 60 процентов соответственно); на пятом - подготовка к учебе (40 и 51 процент); на шестом - чтение новостей и блогов (19 и 28 процентов); на седьмом - осуществление операций по покупке чего-либо через интернет-сервисы (8 и 7 процентов).
Но что же обо всем этом говорят их родители? Согласно данным опроса четверть всех пап и мам знают о том, что их дети все свободное время проводят в Интернете или просто с гаджетами. При этом по мере взросления детей контроль за ними со стороны взрослых ослабевает, а вот количество времени, проведенного в Сети, увеличивается. И что самое грустное - родители перестают контролировать своих детей именно тогда, когда те более всего зависимы от гаджетов и Интернета, то есть при переходе из возрастной группы 10‑12 лет в группу 13‑15 лет. Хотя именно на этот период приходится максимум проблем, с которыми потом приходится бороться всем миром. При этом каждый третий родитель признался, что вообще не контролирует время, которое их дети проводят с гаджетами, а почти две трети взрослых вообще не в курсе, чем дети занимаются в Сети. Только на трети устройств настроена функция родительского контроля, и в этом в первую очередь отличились молодые родители (25‑34 года). А вот 64 процента родителей вообще не используют эту функцию, считая ее чем-то вроде слежки за детьми, то есть действием недостойным, оскорбительным, унизительным.
Хотя, как говорится, доверяй, но проверяй. Увы, не каждому взрослому известно, например, что у 40 процентов учеников младшей школы имеется своя страница в социальных сетях, а среди старшеклассников этот показатель возрастает до 97 процентов. И это притом что именно через социальные сети обычно злоумышленники вторгаются в личное пространство детей. Но хуже всего то, что снижение родительского контроля совпадает с резким ростом запросов на общение с детьми со стороны взрослых незнакомых людей. И, как показывает практика, каждый десятый школьник имеет опыт встречи с людьми, с которыми они познакомились в соцсетях. О чем родители, как правило, не в курсе. Как выяснилось, четверть из них вообще не заходят на страницу своего ребенка в Интернете. Остальные в основном интересуются лишь качеством контента, который их сын или дочь размещают в своих блогах, а также теми ресурсами, на которые они подписаны.
Получается, взрослые куда больше озабочены тем, что их дети смотрят в Сети «не те фильмы», посещают «неправильные» сайты и играют в «плохие» игры. А вот тема кибербуллинга им почему-то малознакома, хотя тут опасностей куда больше. Нет, взрослые, конечно же, в курсе того, что кто-то где-то кого-то в Интернете оскорбляет и унижает, но то, что от этого могут страдать их собственные дети (или как вариант что их дети сами могут стать источниками опасности для других пользователей), почему-то не воспринимается ими всерьез. И если опросить отдельно родителей и детей, разрыв между ожиданиями и действительностью будет более чем очевидным.
- Интернет и в целом цифровая среда существенно влияют на наших детей, хотим мы этого или нет, от этого никуда не деться, - убеждена директор Фонда Развития Интернет Галина Солдатова. - Важно сделать так, чтобы эти изменения не порождали барьеров в отношениях подростков и родителей. Родители в силах сократить цифровой разрыв. Для этого им надо особое внимание уделять повышению своей цифровой грамотности, тогда они смогут стать помощниками для своих детей в решении не только технических вопросов, но и сложных жизненных ситуаций в Интернете. Важно обсуждать с детьми эффективность различных способов защиты персональных данных в Интернете, обмениваться опытом использования настроек конфиденциальности, в совместном диалоге вырабатывать общие правила пользования Интернетом для всех членов семьи.
По словам эксперта Лаборатории Касперского по детской безопасности в Интернете Марии Наместниковой, сложившаяся ситуация в определенной степени вызывает тревогу.
- Дети уязвимы для киберугроз, которых с каждым днем становится все больше, - предупреждает она. - При этом их безопасности в Интернете по-прежнему уделяется недостаточно внимания. Стоит отметить, что речь идет не об ограничительных практиках, а о выстраивании доверительных отношений между ребятами и их родителями. Судя по разрыву между количеством детей, которые сталкивались с кибербуллингом, и числом знающих об этом родителей, во многих случаях о доверии говорить не приходится. Если в семье есть взаимопонимание, то специализированные методы защиты, такие как использование родительского контроля или регулирование настроек в социальных сетях, не будут вызывать у детей негативных эмоций.
Начальник управления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович также склонен рассматривать ситуацию как тревожную, однако из приведенных результатов исследования он делает несколько иные выводы.
- Действительно, ни в коем случае не стоит рассматривать зависимость наших детей от гаджетов и Интернета чем-то вроде блажи и капризов, - считает он. - В большинстве стран это уже признано серьезным психическим недугом, который лечат в специальных клиниках. И этим нельзя пренебрегать хотя бы потому, что поведение подростков, насильно оторванных от любимого занятия, сродни алкогольной и наркотической абстиненции, в состоянии которой человек может решиться даже на самоубийство. Вместе с тем давайте посмотрим на проблему под другим ракурсом. Как видно из приведенной статистики, дети гораздо охотнее пользуются Интернетом для игр, общения, просмотра видеороликов, картинок и фильмов, и лишь на пятом месте у них идет учеба. Но значит ли это, что мы должны механически отключить им возможность играть и общаться, установить фильтры, дабы они не могли смотреть фильмы и слушать музыку? Нет! Мы живем в XXI веке и должны учитывать его особенности. Просто мы почему-то упорно не желаем понять: обучение возможно не только на уроке, но и в процессе прохождения интернет-шуттера или квеста, а тот или иной объем полезных знаний подросток может усвоить, не только слушая учителя или читая учебник, но и в ходе интересной беседы в соцсетях, в процессе просмотра молодежного сериала и так далее. Если мы примем это как данность, не будем с ней бороться путем запрещения, а постараемся обратить ее на пользу, мы сможем решить сразу несколько проблем.

К сведению

    Почти каждый пятый школьник получал приглашения дружить от незнакомых взрослых.
    Почти половина школьников случайно попадали на сайты для взрослых.
    Каждый третий школьник либо сталкивался, либо слышал о случаях кибербуллинга. Однако сами родители узнали об этом лишь в половине случаев.
    Наиболее уязвимой группой являются дети в возрасте 13‑15 лет, когда их поведение в Сети становится более сложным и непредсказуемым.

фото автора