Пятерка лауреатов конкурса «Воспитатель года Подмосковья»-2018:

Виктория БЕРЕЗИНА, музыкальный руководитель детского сада №21 Истринского района;
Лариса КИСЕЛЕВА, воспитатель детского сада №60 Щелковского района;
Евгения ЗЮЗИНА, учитель-логопед детского сада №11 Подольска;
Ирина НЕСМАШНАЯ, воспитатель детского сада №42 Одинцовского района;
Ольга МАСЛОВА, воспитатель детского сада №39 Красногорска.


Без шума и пыли
Чего греха таить - к дошкольному воспитанию, несмотря на внимание власти в последние годы, всегда относились немного свысока, пренебрежительно. Показательно, что если учителя года знает вся страна, то воспитатель года удостаивается в лучшем случае бегущей строки в новостной ленте, и даже в своем регионе о нем слышали далеко не все. Ну что там: не бином Ньютона же открывает, с малышами возится! Наблюдая за конкурсом «Воспитатель года Подмосковья» несколько лет подряд, могу сказать, что его участники и эксперты разбивают многие стереотипы.
Принципиальность подмосковного жюри проявилась уже на первом этапе соревнований. Если «Самопрезентация», или как ее называют в народе, «Визитка», выявила самых артистичных из 59 участников конкурса этого года, то посредством «Представления опыта работы» жюри просеяло их через более мелкое сито. «Визитка» - это шоу, на котором конкурсанты стараются продемонстрировать максимум личных талантов - спеть, станцевать, полицедействовать, но часто за ярким представлением стоят фантазия и вкусы всего коллектива детского сада или амбиции конкурсанта. К примеру, первый в областном финале мужчина показал искрометный спектакль, где сам прекрасно пел, а ассистировал ему целый ансамбль - красивые девушки и боксирующие молодые люди (поскольку конкурсант равно любит искусство и спорт, получив два образования - учителя физкультуры и дирижера), однако методический опыт работы не смог преподнести столь же убедительно. Непростое, согласитесь, решение - отказаться от включения единственного пока в областном конкурсе «усатого няня» в десятку сильнейших хотя бы в представительских целях. Но эксперты жюри, в число которых неизменно входят директор Московского областного центра дошкольного образования Галина Гришина, профессор кафедры начального и дошкольного образования ГГТУ Алексей Майер, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ГГТУ Татьяна Зеленкова, посчитали, что не будут жертвовать более интересным с методической точки зрения конкурсантом и пускать пыль в глаза. В итоге десятка получилась довольно сильная.

Почему с гуся - вода?
На главном испытании конкурса - «педагогическом мероприятии с детьми» - было много открытий и неожиданных поворотов. Так, музыкальный руководитель детского сада №21 Истринского муниципального района Виктория Березина сыграла с малышами в оркестр из самодельных инструментов (бутылочки с крупой как маракасы, ударные из подарочной бумаги, свернутой в трубочки, и т. п.). Интересно, что на мастер-классе затем она научила коллег и вовсе петь... руками, и это оказалось завораживающим зрелищем.
Популярной у десятки оказалась тема исследовательской деятельности с детьми (оно и понятно - таков нынешний запрос государства). Очень интересно было наблюдать за невольной дуэлью воспитателей Ирины Несмашной из Одинцовского муниципального района и Ольги Масловой из Красногорска, которые выбрали предметом своих занятий птиц (весна же на дворе и в календарном планировании!). Обе прекрасные дамы провели похожие исследования плавучих свойств птичьих перьев: дети пробовали утопить перья водоплавающих, а воспитатели демонстрировали отталкивание воды от рук, смоченных растительным маслом. Малыши с удовольствием окунали собственные руки в воду и смотрели, как с них стекают ручьи, однако подопечные Ирины Валерьевны сделали вывод, что перья водоплавающих не тонут, потому что смочены жиром (действует как масло), быстрее, чем у Ольги Александровны. Элементарно - потому что последние не поняли выражения воспитателя: «подружились ли мои руки с водой?» (ведь хочется же, чтобы подружились!). Зато Ольга Маслова очаровала детей доверительной манерой общения и сделала «научное» занятие живым и забавным, составив задание так, что нужно было ответить, почему все-таки «с гуся вода», а курица - мокрая. К тому же ребята узнали, что жир на перья водоплавающих выдавливается из железы рядом с хвостом, как зубная паста из тюбика. А еще конкурсантка научила ребят замечать разные стороны одной медали. О том, какую пользу приносят птицы, знают все, а вот многие ли задумывались о причиняемом ими вреде? «Они могут съесть все семена!», «Испортить деревья!» - наперегонки стали перечислять дети (а на мастер-классе Масловой уже взрослые с удивлением открыли для себя отрицательные стороны мамы и положительные - драки).

Шерлоки идут по следу
Надо сказать, ребята из орехово-зуевского детсада №11, который буквально только что вошел в лауреаты всероссийского смотра-конкурса «Образцовый детский сад», вообще порадовали взрослых жаждой деятельности, эрудицией и чувством собственного достоинства. Такие дети сами наводят на мысль, что авторитарный подход и нравоучительная интонация давно устарели, они ждут уважительного общения на равных.
Именно его, как оказалось, блестяще практикует Евгения Зюзина. Учитель-логопед детсада №11 из Подольска провела, пожалуй, самое интересное занятие из всех. И формат квеста с бумажными карточками-заданиями, и информационные технологии оказались стопроцентно оправданными (не секрет, что часто их используют формально): ребята увидели выпуск новостей об исчезновении звуков и получили задание как специальные агенты. Финалистка, кстати, выступила в роли специального корреспондента и попросила разрешения присоединиться к расследованию. В дальнейшем она не диктовала действия детям, а лишь слегка направляла их. Ребята, получившие набор из шапки а-ля Шерлок Холмс, сумки с сыщицкими приспособлениями и фонариками, сами с удовольствием шли по следу потерявшегося, столь часто не дающегося детям «Р».
Подольская участница проявила себя как великолепный коммуникатор, организатор и логик. И само собой, изобретательный профессионал. Вот как можно дать дошкольникам понять, какой звук пропал, ведь не все знают буквы? Выручат картинки с рисунками предметов и существ, в названиях которых содержится этот звук. Конкурсантка разделила их на две части, чтобы не сразу было понятно, что изображено на рисунке, и вторую часть спрятала в длинном мешке-обруче, куда ребята и отправились по одному, подсвечивая темноту фонариком. «Если станет страшно, зовите на помощь», - предложила Евгения Андреевна, но желание испытать приключение оказалось сильнее страха. И ведь при этом дети учились справляться с каверзным звуком, даже не замечая речевых трудностей, и работать в команде...
Таким образом Евгения Зюзина продемонстрировала элементы своей авторской игровой методики «Гномики в домике», впрочем, честно признавшись, что она во многом переосмыслила уже существующий опыт. Ее находки оказались просты, как все гениальное. Например, оттолкнувшись от идеи сенсорного подноса, наша героиня придумала «вкусную» артикуляционную гимнастику для самых маленьких: малыши берут в рот твердый продукт, например сушку, и проделывают ряд упражнений языком, губами и зубами. Детям интересно, весело и вкусно, а при этом они отрабатывают первоначальные навыки правильного произнесения звуков.
Сенсорные методики, как выяснилось, оказались очень востребованными в практике современных воспитателей. Другой «речевик» - воспитатель логопедической группы детсада №60 Щелковского муниципального района Лариса Киселева - также, отталкиваясь от чужого опыта, разработала абсолютно авторскую методику с использованием сенсорной коробки (как известно, отделы, отвечающие за движение, тактильные ощущения и речевые функции, находятся в мозге рядом и развитие первых активизируют вторые). Каких только вариантов, в зависимости от детей и педагогической задачи, она ни придумала! На мастер-классе Лариса Валерьяновна щедро поделилась с коллегами своими идеями и их воплощением. У нее есть чисто «логопедическая» коробка, где все детали, например, содержат в названии звуки «ш» и «ж», - шишки, камушки, желуди, игрушки. Есть коробка для самых маленьких - матрешки с различным шумящим материалом внутри (вот вам русский вариант киндер-сюрприза!). Они спрятаны в кукурузную крупу - та приятная на ощупь, но тем не менее слегка колется, то есть активизирует моторику, а вместе с ней речь и мышление.
Вообще основа, «земля», в коробке может быть самой разной: от гречки и гидрогеля до сушеных цветков лаванды (последние хорошо успокаивают ребят с синдромом гиперактивности). Спрячьте в нее сюрпризы - например, фигурки животных или сказочных персонажей - и вам обеспечен детский восторг. «Я шла от своих детских ощущений, вспомните, как здорово было закапывать и откапывать «секретики»!» - улыбается Лариса. Любая тема - сказки, знакомство с растениями (в «землю» можно ведь посадить целый мини-огород!), транспортом и т. п., любые проблемы - например психологические и речевые, с сенсорной коробкой будут вам по плечу, утверждает наша героиня. Она убедила родителей своей группы сделать дома коробки под своих детей, и слышит только восторженные отзывы: малыши играют в них часами. Что само по себе достижение в эпоху гаджетов.

Гении чистой красоты и любви
Вот это, я понимаю, продвинутый уровень! В общем, пятерка лауреатов вырисовалась довольно четко. Но эти люди удивили не только высоким профессионализмом, но и качествами личности. Нет, я не про настойчивость, энергичность, доброту, открытость новому и даже не про обаяние и любовь к детям, вернее не только про них. Практически у каждого из пятерки своя, действительно уникальная история, приведшая их на нижний, не престижный, в общем-то, уровень образования, в детский сад. Для них эта работа - действительно призвание. «Другие в нашей профессии долго не задерживаются», - уверены они.
Конечно же, они идеалисты. Даже самые большие реалисты из них. Как Евгения Андреевна Зюзина, которая еще до наступления зрелости успела прожить целую успешную жизнь - работала коммуникативным тренером для взрослых, потом организовала в своем городе детский центр, где 6 лет была учредителем, директором и педагогом. Ее центр занимался и ранним развитием, и работой с речью, и подготовкой к школе, и репетиторством, и продленкой, вырастив целое - и благодарное ей - поколение городских ребятишек, которые уже учатся в школе. Почему же она ушла? «Я, наверное, гиперответственный человек и не могу делегировать другим полномочия, а тянуть весь центр на себе одной физически трудно, я тяжело заболела», - признается подольская участница пятерки. Но почему она пошла именно в детский сад?
- Я работала в школе, но мне не хватало там этих заразительных детских эмоций - только в садике их можно получить. Да и мама у меня методист детсада, я у нее на работе выросла. А логопедия, потому что это мне близко, я люблю язык, - говорит Евгения. - И потом, мне очень важно видеть результат своей работы - а чем раньше занимаешься с детьми отработкой звуков, тем лучше и быстрее решаются речевые проблемы.
Сейчас у нее полторы ставки, 37 детей. И совесть ее нечиста - из-за конкурса пришлось прервать работу, хотя она все время пыталась решать проблемы дистанционно. Скажете, рациональный человек? Судя по главной мотивации, нет. А еще несколько лет назад она пошла в храм, развивать речь детей в воскресной школе.
- Для меня это большая отдушина, - признается Женя. - Мне было очень интересно - я знаю формы и средства развития речи, но в этом случае не знаю содержания. В храме оно совсем другое, духовное. Поэтому я пошла еще и на богословские курсы у нас же в Подольске. И учусь у детей, которые в церкви с младенчества.
Лариса Киселева тоже работает в воскресной школе у себя в Щелково. Она вообще, если честно, похожа на ангела, как их любят изображать художники, - изумительно красивая блондинка с нежной улыбкой и сияющими чистотой голубыми глазами. Мало того, она неисправимая идеалистка. Даже чересчур. Знаете, с чем у нее ассоциируется родитель? Пеликан (помните символ жертвенности?), семья львов и плюшевый мишка. И ведь все это есть в ней самой, как маме. Первая дочь у нее родилась с большими проблемами в поведении и речи - минимальная мозговая дисфункция, дизарт­рия, речевой негативизм.
- У нее была каша во рту, она не шла на общение со сверстниками и педагогами, - вспоминает Лариса. - И я искала, как помочь своему ребенку. Много читала, искала специалистов, методики, сама с ней занималась, как могла. И как итог - специалисты поставили 13 звуков за полгода после того, как была подготовлена дома база. Я поняла, что это очень интересно. И когда дети подросли (у меня родилась вторая дочь), мне захотелось реализовать себя в дошкольной педагогике.
А еще она стала волонтером. При храме, который посещает Лариса Валерьяновна, есть благотворительная организация «Рождественская звезда», которая помогает семьям с проблемами - многодетным, с больными детьми. Наша героиня бесплатно занимается с детьми, у которых серьезные речевые проблемы. Она работает каждую пятницу, в свой день добрых дел. Впрочем, чисто профессиональной помощью она ограничиться не может.
- У меня в группе есть мальчик Тимур, ему 4 года - как говорят врачи, он до 18 лет не доживет, - сквозь слезы говорит Лариса. - У него в желудке не хватает ферментов, это пока неизлечимо, он живет на таблетках. Тимур солнышко, и у него замечательные родители. Я хочу хоть чем-то ему помочь.
Как говорит Лариса Валерьяновна, она безумно признательна конкурсу, потому что положенные ей как лауреату призовые деньги, 150 тысяч рублей, она собирается отдать на лечение больного ребенка...
К счастью, добро таким людям тоже возвращается. Лариса Киселева получила губернаторскую премию за волонтерство, вышла в пятерку «Воспитателя года Подмосковья»-2018, а главное, ее старшая дочка не просто справилась с проблемами, а стала успешным участником деловой игры «Дебат-клуб» на всероссийском и даже международном уровне...
Всех наших героев объединяет огромная внутренняя потребность делать активное добро. Вот и прошлогодняя победительница областного конкурса, старший воспитатель детского сада №52 из Химок Анастасия Шлемко, сама вошедшая в этом году в жюри, радуется, что за прошедший год смогла объединить особенных детей с ментальными нарушениями (в основном аутистов) из фонда «Лиловый слон» и здоровых детей, дошколят из своего детского сада.
- У нас было опасение - как особенных детей воспримут наши малыши и их родители, - как всегда проникновенно и эмоционально рассказала Анастасия Ивановна. - Сначала им, конечно, было странно, но потом они очень прониклись. Потому что жизнь таких людей нам вообще неизвестна, мы с ними почти не соприкасаемся, мы действительно параллельные миры - так и назван наш проект. Важно попытаться сблизиться, узнать друг друга - это хорошо для всех. Сначала особенные ребята - а им по 15 лет - показывали в саду театральные представления, на которых рыдали все взрослые, потом у нас была неделя Зимней школы экспериментов. Они сами проводили опыты (предварительно я, конечно, с ними поработала) перед малышами, объясняли им все. Затем на Неделе здоровья они были уже тьюторами и капитанами команд в спортивных эстафетах. Представляете, как были счастливы эти дети, которые почувствовали себя нужными, востребованными, ведущими, а не ведомыми!
Вот так эти идеалисты меняют мир вокруг себя.

Подарки - на сцену!
…На круглом столе в заключительном этапе конкурса, который, что уж скрывать, для участников обычно самый психологически сложный, ведущий Алексей Майер использовал игровой прием в духе ТРИЗ от Ольги Масловой. Лауреаты должны были выбрать, от чего надо избавиться, и наоборот, что приумножить в своей работе воспитателю. Олицетворением двух сторон выступили «белый» и «черный» домики. В черном в итоге оказались авторитарность, инертность, психологическое выгорание, эгоизм, неоправданные амбиции и излишняя эмоциональность. В белом домике - готовность к переменам и развитию, свобода и демократия, самообразование и творческий подход, самоконтроль, ответственность и любовь к детям. Зато и дети отвечают чутким взрослым сторицей. «Вас будут любить столько людей! Каждый день вас будут засыпать комплиментами! Вы будете вечно молодой, потому что вокруг бурлит юная энергия!», - такие романтические слоганы для привлечения в профессию нового поколения выдали лауреаты конкурса. Студенты, внимавшие старшим коллегам, судя по оживленным лицам, поверили: перед ними сидели феи, а не недалекие, задерганные «воспиталки». Видимо, потому, что их молодильное средство - горячая, как объятия, детская любовь, которая компенсирует многое. Правда, хотелось бы, чтобы и государство компенсировало им хотя бы основные трудности быта, о которые может разбиться любая мечта.
…Победителя конкурса «Воспитатель года Подмосковья»-2018, как обычно, будут окончательно определять в Минобразования области и объявят ко Дню учителя. Но это не столь важно. Каждый из участников конкурса в чем-то победитель. «После конкурса они начинают понимать, как много он им дал - и в плане профессионального роста, и общения, и для личностного развития», - говорят эксперты. В любом случае, конкурсанты получили не только две недели стресса, но и праздник, и много ярких впечатлений, и подарки. Так, один из учредителей конкурса - Профсоюз работников народного образования и науки РФ, который в региональном жюри уже несколько лет представляет заместитель председателя Московской областной организации Вера Алхимова, презентовал всем участникам денежные бонусы, а большой приз (75 тысяч рублей) достался воспитателю и председателю профкома детского сада №2 из Домодедово Светлане Якимчик, которая деятельно отстаивает права своих коллег.