Для специалистов это уникальные экологические системы, освоение природных ресурсов, сохранение самобытности народов Крайнего Севера, Северный морской путь, решение социально-экономических задач. Все это обосновывает национальный интерес к развитию арктической зоны и объясняет акцент в государственной политике.
Решение государственных задач невозможно без включения в образование компонента информирования об арктической зоне, показа возможностей профессиональной реализации в будущем в связи с тенденциями к быстрым изменениям на рынке труда.
Большую роль в этом может сыграть межрегиональное взаимодействие образовательных организаций, что позволит уделить больше внимания практической составляющей. В этом смысле умение приспосабливаться к географическим условиям, отвечать актуальным требованиям и запросам общества, умение учитывать возможности всех участников процесса - универсальные навыки, необходимые во взрослой жизни.
Примером подобного сотрудничества стал проект «Москва - Арктика. Учимся вместе», реализуемый школой №384 имени Д.К.Корнеева и школой поселка Амдерма. В этом учебном году были сделаны первые шаги в совместной деятельности - сформированы команды участников проекта, определены цели и задачи, разработан план работы и логотип.
В качестве знакомства был проведен конкурс поделок «Удивительная Амдерма / Удивительная Москва». Казалось бы, обычное для школы явление - изготовление поделок. Но чтобы у ребят из Москвы появилось представление об Амдерме, нужно было собрать информацию, пообщаться с северными друзьями. Была создана презентация, которую продемонстрировали в начальной школе.
Московские учащиеся заинтересовались, как происходит общение ребят в арктическом поселке и чем оно отличается от общения в Москве. Для этого ребята-москвичи разработали опросник. Его результаты и результаты ряда социологических тестов станут основой совместного исследования по теме «Особенности общения учащихся в школах разного типа».
В поселке Амдерма зародилась идея создания мультфильма на английском языке, рассказывающего историю полярного и бурого медведей. Школа №384 взялась за создание третьей серии мультфильма. Москвичи ознакомились с ненецкими сказками, пообщались с авторами мультфильма из Амдермы. В основе сюжета новой серии история, в которой два друга медведя окажутся в Москве. Проект сценария был представлен на московском городском конкурсе проектных и исследовательских работ.
В перспективе проекта «Москва - Арктика. Учимся вместе» - проектные и исследовательские работы, проведение конкурсов, поездки и, конечно, живое общение учащихся. Возможно привлечение к совместному творчеству и других образовательных организаций Арктики.
Ребята из Амдермы живут довольно замкнуто на самом краю земли. Общение с нашей школой расширит их кругозор, даст понять, что можно учиться, не замыкаясь на возможностях своего места жительства. Дистанционное образование, сотрудничество с другими регионами, возможность работать с людьми, которые живут далеко от твоего поселка, - это и есть те возможности, которые можно увидеть уже сейчас в рамках проекта. Надеемся, что подобное взаимодействие будет интересно не только нашим образовательным организациям и что формы такого широкого общения станут нормой в образовательной среде. Подробнее о проекте sch384.mskobr.ru.

Анастасия АДАМЕК, учитель иностранного языка школы №384 имени Д.К.Корнеева;
Татьяна ЯЧЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №384 имени Д.К.Корнеева