Традиционно преемственность дошкольного и начального общего образования реализуется путем проведения совместных мероприятий: воспитатели посещают уроки в начальной школе, а учителя в свою очередь - занятия детей, дети знакомятся со школой - посещают кабинеты, спортивный и актовый залы; участвуют в школьных мероприятиях. Каждая школа проводит огромную работу по реализации преемственности.
Но мы предлагаем посмотреть на эту проблему с другой стороны - с позиции ребенка и развития его способностей к школьному обучению.
При создании в школе единого образовательного пространства перед администрацией встала проблема: каким образом реализовать преемственность образовательных программ всех уровней, если педагоги каждого уровня образования прошли подготовку только в рамках своей специальности (направления подготовки) и общаются на своем профессиональном языке? Что может объединить всех педагогов, какие единые образовательные ориентиры помогут обеспечить положительную динамику развития детей дошкольного и школьного возраста в рамках преемственности?
Основываясь на том, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование представлено как первый уровень общего образования, мы понимали, что особая ответственность за подготовку детей к следующему этапу развития, то есть к обучению в начальной школе, возлагается на педагогов дошкольного образования. Такая подготовка детей должна, с одной стороны, сохранить самоценность дошкольного детства, а с другой - максимально сократить период их адаптации к школьному обучению.
Ответственность за подготовку детей к школьному обучению стала наиболее очевидной после анализа результатов проведенного в 9-м классе ОГЭ и тех трудностей, которые возникали у учащихся. Оказалось, что, например, при написании изложения учащиеся должны два раза прослушать текст в аудиозаписи, запомнить его и написать изложение. Для этого у них уже должны быть сформированы умения аудирования как способность воспринимать и понимать на слух текстовую информацию, вычленять главное и второстепенное, структурировать текст и пр. И формировать эти способности необходимо сначала в дошкольном возрасте, а затем в младшем школьном.
Чтобы понять, как происходит формирование этих способностей у детей в образовательном процессе (воспитания и обучения в единстве), мы обратились к программам дошкольного и начального общего образования, и оказалось, что формирование аудитивных умений не предусмотрено. В образовательной области «Речевое развитие» примерных программ дошкольного и начального образования такая задача не ставится. В программах определены задачи по формированию умений в рамках раздела «Слушание», где дети должны уметь слушать текст и отвечать на вопросы, уметь его пересказывать.
С учетом выявленных противоречий, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного и начального общего образования, мы разработали основную образовательную программу дошкольного образования «Озарение» (имеется на сайте организации), которую рассматриваем как базис и основу для проектирования образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Программа «Озарение» нацелена на реализацию преемственности в обучении, воспитании и развитии личности детей в разных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Для реализации преемственности педагоги дошкольного и начального общего образования в ходе методических семинаров, тренингов, мастер-классов, открытых занятий и т. д. постепенно усваивали образовательные ориентиры, овладевали инновационными технологиями и профессиональными компетенциями.
На сегодняшний день все педагоги дошкольных групп владеют образовательными ориентирами - знают и понимают, как можно развивать личность детей в образовательном процессе с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Педагоги имеют представление о том, как устроено системно-смысловое сознание современных детей, каким образом они воспринимают, перерабатывают и усваивают информацию, какие упражнения и задания можно использовать для их развития; знают типологию личности по восприятию, переработки и усвоению информации (на родном и иностранном языке, языке учебного предмета).
Учитывая то, что развитие личности детей и коммуникативных способностей происходит в процессе общения, а общению нужно учить, педагоги стали использовать на всех занятиях инновационные технологии управляемого и условного диалога.
Когда наши воспитатели начали включать в свои занятия технологию управляемого и условного диалога, то отметили, как быстро стали меняться дети, как стала проявляться личность каждого ребенка. При управляемом диалоге воспитатель не дает готовых рецептов и ответов, а стимулирует речь каждого ребенка, формируя в первую очередь слуховое внимание. Так, например, при рассматривании картины воспитатель обращается к ребенку и говорит: «Саша, спроси, пожалуйста, у Кати, это осень или зима» (для детей 3 лет); «... Это золотая осень или белоснежная зима» (4-5 лет). Ребенок, обращаясь к сверстнику, должен посмотреть на него, использовать в речи вежливые формы обращения, при этом запомнить то, что сказал воспитатель, повторить эту фразу или преобразовать ее в нужную конструкцию. На каждом последующем занятии педагоги фиксировали, сколько и кто из детей постепенно включается в процесс общения, усваивает алгоритм управляемого и условного диалога.
Например, при рассматривании картины воспитатель проводит игру «Путаница» и обращается к ребенку (5 лет): «Таня, скажи, пожалуйста, на картине изображена рыжая белка с пушистым хвостом или серый зубастый волк» (3-я альтернативная форма условного диалога). Ребенок отвечает: Ольга Владимировна (обращение), на картине (я вижу) изображена рыжая белка с пушистым хвостом, а не серый зубастый волк». Ребенок использовал в речи 9 слов, понимая смысл сказанного.
Как отмечают наши воспитатели, когда они начали использовать самые простые формы условного диалога, то дети могли удержать в памяти не более трех слов. Ребятам так понравилась эта увлекательная игра словами, что они начали придумывать свои вопросы. Наши педагоги поставили задачу - для успешной адаптации детей к школьному обучению сформировать универсальные (когнитивные) речемыслительные способности в объеме не менее 12 слов, развивать и проводить мониторинг на основе игры «Путаница».
Чтобы педагоги смогли формировать умения аудирования у детей, они должны сами ими владеть. Для этого были проведены многочисленные тренинги и семинары. Сложность данного вида работы состояла в том, чтобы овладеть техникой и алгоритмом проведения игры «Верно - неверно», которая нацелена на формирование слухового внимания, умений воспринимать текстовую информацию на слух и понимать ее. Понимание текста проверяется с помощью карточек, а в подготовительной группе можно использовать письменную форму, при которой дети на листах бумаги ставят знаки, цифры, соответствующие утверждениям «верно» или «неверно». Преимущество этой игры в том, что в ней участвуют все дети.
Когда наши воспитатели овладели данной технологией в процессе тренингов и стали ее проводить на занятиях, то отметили, что у детей отсутствует самостоятельность мышления. Когда педагог произносил (сам или за персонажа) тестовую фразу, то дети не знали, какую карточку нужно поднять («верно» или «неверно»), не могли объяснить, почему нужно поднять именно эту карточку, смотрели по сторонам и искали ответ у сверстников.
При проведении занятий педагоги ориентируются на «Оценочный навигатор», в котором определены требования к организации и проведению занятий. Эффективность занятия определяется по двум ключевым показателям: процентное соотношение речи детей и педагога на занятии (80% и 20%) и активизация речи всех детей группы на занятии.
Многие читатели могут удивиться такому соотношению речи детей и педагога. Как этого возможно добиться на занятиях?
Дело в том, что наши педагоги в качестве образовательного ориентира используют универсальную технологию преобразующего обучения и знают специфику дошкольного и школьного обучения, учатся моделировать образовательный процесс. Во-первых, в школьном обучении дети учатся читать и писать, и с помощью этих видов речевой деятельности они могут сами добывать информацию, на что и ориентированы современные стандарты общего образования. Во-вторых, учащиеся воспринимают большую часть информации на уроках, когда учитель разъясняет суть понятий, их взаимосвязь, как нужно решать данный пример и прочее. Обучение строится «сверху вниз» - от знания к опыту.
Специфика обучения в дошкольном образовании диаметрально противоположная и реализуется другим путем - «снизу вверх». Во-первых, дети не владеют чтением и письмом и не могут добывать информацию, как школьники. Во-вторых, образовательный процесс в дошкольной организации осуществляется не только на занятиях, а в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Так как дети в дошкольном возрасте познают окружающий мир интуитивно-практическим путем, то педагоги организуют процесс обучения как научение - помогают детям накапливать практический опыт, а потом на занятиях систематизируют то, что накоплено в разных видах деятельности, преобразуя этот опыт в систему знаний. Системность знаний и конкретных понятий создает базу для овладения абстрактными понятиями в младшем школьном возрасте.
После того как воспитатели апробировали и внедрили инновационные технологии, нацеленные на развитие социально-личностных качеств детей, универсальных коммуникативных, познавательных/речемыслительных и регулятивных способностей детей, были проведены открытые занятия для учителей начальной школы, совместные семинары и тренинги, мастер-классы по обмену опытом. В настоящее время учителя начальной школы постепенно внедряют в образовательный процесс те же технологии, которые используют педагоги дошкольного образования, только с усложнением содержания и способов деятельности, что позволяет сократить адаптационный период, уменьшить трудности в обучении и создать ситуацию успеха.
Для реализации преемственности и создания единого образовательного пространства в школе необходимо сотрудничество не только педагогов дошкольного и учителей, но и педагогов и родителей, которые усваивают единый образовательный ориентир - стратегию развития личности ребенка в семье. С помощью этой стратегии можно по поведению ребенка определить вид семейной модели, в которой он воспитывается, тип семейных отношений; путь развития ребенка в семье и его жизненную позицию. Для родителей проводятся заседания родительского клуба по ознакомлению с данной стратегией, которая помогает им в выборе наиболее эффективной стратегии развития ребенка для достижения успешности в образовании и в жизни. Эта стратегия помогает педагогам и родителям лучше понять друг друга, вместе определить причины возникающих у ребенка проблем и выстроить траекторию его личностного развития.
В начале и в конце учебного года воспитатели проводят мониторинг качества развития универсальных способностей детей в рамках интеграции образовательных областей, который свидетельствует о положительной динамике и повышении качества образования.
В свою очередь учителя начальной школы используют образовательные ориентиры программы «Озарение», универсальные технологии и методический инструментарий, наработанный педагогами дошкольного образования, и на этой основе разрабатывают программу начального общего образования (рабочие программы), что позволяет обеспечить преемственность в развитии социально-личностных качеств, универсальных коммуникативных, познавательных (речемыслительных) и регулятивных способностей детей.

Ольга ГОРЛОВА,
заместитель директора школы №1584