Ритм является основой правильного формирования речи и ее восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразование и словоизменение). Кстати, выучить стихи для таких детей тоже становится проблемой, ведь стихи - это речь, подчиненная ритмическим законам, а именно они, эти законы, и недоступны для понимания этими детьми.
Ориентировку на ритм движений и переключение с одного ритма на другой педагог формирует в процессе занятий по слуховому, зрительному и тактильному восприятию: «повтори за мной», «выложи, постучи, похлопай, потопай так, как я». Помочь ребенку поймать, почувствовать ритм можно с помощью введения внешних опор: разметка следов на полу - для ритмичного шага; звуки метронома - для ритмичного проговаривания или игры на музыкальных инструментах. Огромную роль здесь играют музыкальные или логоритмические занятия, сначала с движениями, а потом с различными вокализациями и проговариванием слов под музыку (декламация).
Дальше можно делить слова на слоги (хлопками, шагами, выкладыванием пуговиц или полосок), соблюдая при этом дидактический принцип «от простого к сложному». От слов переходим к фразам с такими же зрительно-тактильными опорами.
Детям раннего возраста можно предложить рассказывать вместе хорошо знакомые стихи, когда взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово.
Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить придумать окончание стихотворных строк, используя потешки, чистоговорки и стихи. Прекрасными в этом отношении являются стихи наших детских писателей и русские народные сказки с их ритмично повторяющимися словами: «...бил-бил, не разбил...», «...тянут-потянут, вытянуть не могут...».
Волшебная сила ритма позволяет людям говорить, читать и писать прекрасно и легко без усилия и напряжения.
Хотелось бы уберечь от ошибки тех, для кого быстрота чтения (темп) является показателем овладения этим навыком. Погоня за темпом может сыграть отрицательную роль для многих детей с нарушенным чувством ритма, так как смысл прочитанного окажется для них недоступным. Ритм ведет чтение, а не наоборот. Не скорректировав подобные нарушения в дошкольном возрасте, мы получаем возросшее количество нарушений чтения и письма в школе, и не только в младших классах, но, как выяснилось в последнее время, и в старших классах.
Конечно, развитие чувства ритма - это не панацея, но практика показывает, что своевременные занятия могут в значительной мере предупредить или исправить недостатки письма и чтения не только у детей, но и взрослых.

Ольга ГАВРИЛОВА,
учитель-логопед школы №1133