АООП - программа, специально адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и возможностей социальной адаптации.
АООП включает в себя организационный и содержательный разделы. Организационный раздел представлен индивидуальным учебным планом, составленным на конкретного ученика, а содержательный - рабочими программами учебных предметов и дополнен программой коррекционно-развивающей работы. Также в структуру содержательного раздела программы входят программы универсальных учебных действий и духовно-нравственного воспитания.
Это означает, что в зависимости от имеющегося у ребенка нарушения развития образовательная организация создает специальные условия обучения (использование специальных методик и технологий, специальных учебных пособий, организация пространства, предоставление услуг ассистента/тьютора).
Например, обучение детей с нарушением зрения ведется на основе учебно-методических комплектов, разработанных на основе шрифта Брайля, с нарушением слуха - с использованием звукоусиливающей аппаратуры, благоустроенное рабочее место должно быть оборудовано специальными установками для детей с двигательной патологией.
Следует иметь в виду, что АООП разрабатывается только для определенных категорий обучающихся - глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталости. Дети, имеющие выраженные нарушения интеллекта, обучаются по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
Остальные обучающиеся, имеющие различные соматические заболевания, осваивают основную общеобразовательную программу, но при наличии инвалидности имеют различные льготы при прохождении итоговой аттестации.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации осуществляется силами следующих специалистов: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом.
На сегодняшний день предоставление специальных условий ребенку с ОВЗ осуществляется на основе заключения ЦПМПК (Центральной психолого-медико-педагогической комиссии) Москвы и выдается на уровень образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего).
С целью неразглашения информации о состоянии здоровья ребенка на бланке заключения вместо полного наименования адаптивной программы указывается только код АООП в перечне ФГОС.
Заключение выдается лично родителю, законному представителю ребенка после проведения комплексного психолого-педагогического обследования специалистами ЦПМПК. Бланк заключения передается в образовательную организацию, которая разрабатывает АООП с учетом мнения родителей, законных представителей обучающегося.

Анастасия ЗАХАРОВА, методист школы №1133, кандидат психологических наук