Основными докладчиками выступили директор Департамента экономики и финансов Андрей Петров и заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Александр Рождественский. Андрей Петров напомнил, что рост массовости высшего образования наблюдается во всем мире, а в России этот процесс идет ускоренными темпами. В 2003 году число студентов на 10 тысяч населения составило 390 человек, по оценкам на 2004 год, это число увеличилось до 408. При формировании контрольных цифр учитывалась потребность экономики в специалистах, структура занятости с точки зрения уровня образования, заявки федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении учреждения профессионального образования.

Контрольные цифры приема в федеральные вузы на 2005 год предложено установить в объеме 567285 человек. Приведенная цифра составляет 91% от объема государственного задания на 2005 год. Сокращены объемы по таким направлениям подготовки, как «Гуманитарные науки» (на 7,2%), «Экономика и управление» (на 4,4%), «Образование и педагогика» (на 2,2%), увеличены - по направлениям «Сфера обслуживания» (на 2,6%), «Автоматика и управление» (на 1,0%).

В докладе прозвучали также контрольные цифры приема в федеральные учреждения НПО (76269) и СПО (306700), послевузовского образования (31207 аспирантов, 1538 докторантов) и дополнительного профессионального образования (58900). Андрей Петров подчеркнул, что при подготовке контрольных цифр приема на 2005 год министерство только приступило к выстраиванию системы кадрового обеспечения экономики, основанной на знаниях. На основе прогноза потребности рынка труда будет разработан проект государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2006, 2007 и 2008 годы.

Александр Рождественский рассказал о выявленных тенденциях рынка труда. Высока востребованность среднего профессионального образования: в 2004 году конкурс по всем формам обучения составил в среднем 252 человека на 100 мест. Среди поступающих увеличивается доля выпускников полной средней общеобразовательной школы (46,9% от всего приема). При этом анализ предложений средних специальных учебных заведений показал, что растет потребность в специалистах технического профиля, а прием на экономические и юридические специальности предложено сократить. Александр Рождественский отметил, что 1750 выпускников ЮФО будут приняты в вузы, подведомственные Рособразованию, в порядке целевого приема сверх предложенных контрольных цифр.

На коллегии выступили директор Департамента государственной политики в образовании Исаак Калина, начальник Управления учреждений образования Рособразования Евгений Бутко, ректор МГУ Виктор Садовничий, замдиректора Департамента научно-технической политики и образования Минсельхоза, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай Булаев, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов, директор Института кристаллографии РАН Михаил Ковальчук. Выступавшие затронули вопросы мониторинга образовательной сети, переданной в регионы, участия работодателей в прогнозировании рынка труда, бюджетной обеспеченности учреждений образования, финансирования отраслевых вузов, прав регионов создавать высшие учебные заведения, допустимости разных форм государственной аттестации выпускников и другие.

Андрей Фурсенко резюмировал обсуждение, отметив, что за принятыми контрольными цифрами должны следовать реальные деньги. Одно бюджетное место в перспективе должно быть обеспечено на уровне 100 тысяч рублей в год, и к этим объемам министерство намерено поэтапно двигаться, рассчитывая на поддержку Федерального Собрания. Вместе с тем бюджетное финансирование вузов должно отвечать их способности подготовить специалистов уровня бакалавра, магистра или аспиранта, так что в случае невозможности дать соответствующие знания вуз может лишиться права иметь магистратуру и аспирантуру. Во всех этих вопросах контрольные цифры приема станут в руках Минобрнауки действенным инструментом государственной политики.

По материалам пресс-службы Министерства образования и науки РФ