Наш мир меняется с огромной скоростью, способствуют этому и новые технологии. Учитель будущего должен следить за такими процессами, умело использовать все новшества и изобретения в процессе обучения. Кроме того, он может и своих школьников научить правильно обращаться с гаджетами, интернет-ресурсами и платформами. Школьникам, которые готовятся к ЕГЭ, подойдут приложения и сайты, где, например, разбираются сложные случаи орфографии и пунктуации или тесты по биологии. Одно из таких приложений - «Слово дня». Оно каждый день присылает пользователям слова вроде «имплицитный», «катавасия» и «рефрен» и объясняет их значение. Учитель посоветует ребятам этот ресурс и, пока другие преподаватели ругают «бесполезные» новые технологии, научит молодежь ими пользоваться и извлекать выгоду из них. Таким образом, учитель станет еще большим другом своим ученикам, ведь он говорит с ними на одном языке. А значит, ребята станут больше доверять ему и прислушиваться к его словам.
Соответственно, учитель будущего еще и психолог. Лучше даже с профессиональным профильным образованием. Он умеет не только давать знания, но и помогать своим ученикам - выслушивать в сложных ситуациях, налаживать диалог, решать конфликты, объяснять, где он прав, а где нет. То есть в первую очередь учитель будущего видит свою педагогическую миссию как воспитательную, а уже потом образовательную. При этом нельзя доходить в отношениях с ребятами до панибратства - нужно оставаться авторитетом, старшим товарищем. Например, в легендарном кинофильме «Общество мертвых поэтов» учитель Джон Китинг в исполнении Робина Уильямса стал для своих учеников человеком, которому они доверяют больше, чем родителям. С Китингом подростки делились сокровенными мечтами, планами, проблемами. Джон Китинг научил своих учеников мыслить самостоятельно, не бояться будущего, мечтать, радоваться каждому дню своей жизни. Воспитание мальчишек было для него важнее глупого зазубривания материала из скучных учебников. Несмотря на то что фильм вышел в 1989 году, именно Китинг остается во многом учителем будущего. Он не использует новые технологии, не применяет современные методики преподавания, однако же остается авторитетом, другом, самым уважаемым человеком в жизни подростков.
Еще одно важное качество учителя будущего - многопрофильность. Практически все гуманитарные науки связаны. Преподаватель литературы, например, должен разбираться в живописи, музыке, кинематографе, отлично знать историю и правоведение. Особенно это касается именно преподавания литературы. Любые произведения напрямую связаны с историческим периодом, в котором они были созданы. Обстоятельства, судьбы людей, войны и перемирия - все влияло на создание прозы, поэзии и драмы. Например, как объяснить школьникам, почему Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «К Чаадаеву», если не знаешь исторической подоплеки, если не разбираешься в правовых аспектах тех лет и не видишь связи между новыми веяниями в изобразительном искусстве и литературе того времени? Все это учитель должен знать, понимать и уметь объяснить. Тогда он сможет дать школьникам полную картину знаний.
И последнее, но самое сложное - это устоявшиеся взгляды, мировоззрение. Учитель будущего должен уметь ответить на самые сложные этические вопросы своих учеников; разбираться в политике и конфессиях, объяснять, что такое неравенство, понимать гендерные споры; не пропагандировать точку зрения государства, директора школы или свою, а давать взвешенные, ясные, честные ответы. Определить готовность учителя к такого рода деятельности - задача сложная.
Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Задача учителя и настоящего, и будущего - зажигать это солнце в душах своих учеников.

Майя ДОРОФЕЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1440