Проект МЭШ прошел через упреки и критику. Вопросы «зачем?» сыпались каждый день от учителей разных школ, никто не понимал, для чего привычную меловую доску демонтируют, а вместо нее устанавливают громоздкий «большой телевизор». Зачем работать с Библиотекой МЭШ и загружать свои материалы, когда так удобно собирать работы на флешке в виде презентаций?! Неужели учителя подвергаются жестокому эксперименту?
Но прошло время. В одной из школ интерактивная панель включалась чуть больше обычного, все испугались - как можно вести урок без Библиотеки МЭШ? Как можно проводить урок без опоры на сценарий, который был так старательно подготовлен накануне? Как можно что-то показать, когда интерактивная панель не работает? А ведь еще полгода назад, когда интерактивные панели только завезли, когда прокладывали сетевое окружение школы, когда обучали, когда сдавали диагностику «Знакомство с Московской электронной школой» в МЦКО - все кричали о разрушении старой традиционной школы.
«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности» - так написано в манифесте футуристов. Что произошло в итоге? Неужели классики оказались забыты? Ни в коем случае. Появились новые классики, а именно те, кто и писал данный манифест, кто первый предложил сбросить с парохода вечных писателей. В настоящее время мы не можем не ставить в один ряд вместе с Пушкиным и Достоевским Маяковского и Северянина - это наша общая классика и достояние.
Так МЭШ, казалось, революционно-цифровым маршем пройдясь по школам столицы, сможет уничтожить все, что было сделано в советской, а потом и в российской педагогике... Но нет. Новые технологии сосуществуют с привычными нам формами урока, обретя совершенно иную форму, которая нравится не только учителям, но и, что самое важное, детям. Для них визуальная информация значит намного больше, чем информация вычитанная или произнесенная вслух. Для них важно не просто рассказать, но и увидеть. Отсюда и процесс обучения становится намного увлекательнее и нагляднее для детей.
Немаловажно и то, что и учителя, осваивая современные технологии, учатся работать в новых условиях. Теперь мало показать иллюстрацию в учебнике, необходимо показать несколько живых фотографий, а лучше, если это будет видеоматериал, который можно оперативно найти за несколько секунд. Теперь мало вызвать к доске, необходимо сделать впечатляющий интерактив, который позволит не только активно работать, но и затаенно наблюдать со своего места остальным учащимся.
Уроки стали динамичными, насыщенными, а вместе с этим и информативными. Московская электронная школа органично вошла в образовательный процесс, и в настоящее время сложно представить современную московскую школу без этого проекта. Сейчас мало кто может сказать «зачем?». Мало кто может критиковать этот проект как раньше, когда он только набирал обороты. Выходит, что вопросы о целесообразности МЭШ появлялись только по незнанию основных принципов работы в нем. И пройдет не так много времени, как МЭШ станет новой достопримечательностью, своей Эйфелевой башней московского образования.

Александр ДОРОХОВ,
школа №1195