Думаю, что источниками постоянных стрессов у педагогов являются не столько инновации, смысл и необходимость которых понятны. Скорее вызывают эти стрессы вмешательства извне. Недоверие, попытки поймать на нарушениях, на необъективности оценивания, внешний контроль. Директоров теперь по два-три раза в месяц собирают на видеоконференции, на которых постоянно зачитывают жалобы родителей, показывают, как теперь можно выявить несоответствие оценок, по каким критериям установить, что были выданы липовые медали, в школы, ученики которых написали проверочные работы слишком хорошо (подозрительно хорошо), высылают проверки. Смысл повышения качества образования, понятный каждому учителю, подменяется борьбой с коррупцией, поиском нарушений.
Учить детей становится все труднее. Постоянно приходится реагировать на всякие запросы извне (например, ВПР), ломая расписание и принося в жертву учебный процесс. Внешние измерительные процедуры, многочисленные конкурсы и конференции, в которых необходимо участвовать ради рейтингов (а не ради творческого развития учащихся, потому что в такой суете качество представляемых на эти конкурсы работ оставляет желать лучшего и отдает профанацией), всякие акции, посвященные памятным датам, или на злобу дня, непременно с фотоотчетами, мероприятия, которые нужно проводить по решению всяких комиссий (такие, как, например, «Безопасные окна»), непременно со справками по итогам их проведения, создают хаос, учителя испытывают дополнительные стрессы, хотя очевидно, что увеличение количества контрольных и всех этих внеплановых мероприятий не работает на повышение уровня знаний.
Если добавить к этому курсы экспертов ЕГЭ, на которые учителя выезжают по нескольку раз в год, когда замещать их некем, да и не на что, постоянную доработку и без того разрастающейся документации (количество необходимых положений растет в геометрической прогрессии) по протестам прокуратуры, становится удивительным, как вообще школа еще работает... Оценочные процедуры, безусловно, необходимы, но лучше бы не в таком количестве. И не в ущерб самому процессу.
Чувствую, что и у меня усталость заменяет чувство удовлетворения и радости от состоявшихся ярких и наполненных смыслом событий, от эффективно разрешенной проблемы, от плодотворно проведенного дня. На столе растут горы бумаг, в голове застряли невыполненные дела. Где выход? Предложить государству на годок переключить свое внимание с образования на какую-нибудь другую сферу? Чтобы инновации, которых тележка с верхом, хоть как-то прижились и усвоились? Чтобы учителя почувствовали удовлетворение от хорошо выполненной работы и полученных результатов? Чтобы можно было планировать и обеспечивать этим стабильную работу школы? Вот, например, в Финляндии изменения в учебный план вносятся раз в десять лет. А у нас в прошлом учебном году в седьмом классе было два часа биологии в неделю, а в этом остался один. Что, так быстро переписали учебники? Думаю, что насущная потребность нашего времени - вернуть стабильность в систему образования. И надеюсь, что в этих мыслях я не одинока.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область