В центре обеих задач - человек, создание условий для развития способностей которого, обеспечение для него комфортных и безопасных условий жизни являются приоритетными зонами ответственности города.
Образование - та отрасль городского хозяйства, которая может и должна внести значимый вклад в решение двух вышеназванных задач и как следствие вклад в развитие и рост конкурентоспособности Москвы в целом.
Ключевой принцип, на котором строится Стратегия развития образования в Москве на период до 2025 года и который сохраняется неизменным с 2011 года, когда в столичной образовательной отрасли начались качественные преобразования, - безусловная ценность каждого ученика для каждой школы.
Именно интересы ученика обусловили курс на переход от школы, которая учит, к школе, в которой учатся.
Первая модель школы замкнута на процессе (не на результате), главным элементом в этой модели является сама школа, исторически сложившаяся догма «школоцентризма», поэтому ученик школе «не виден».
Школа, в которой учатся, создает современную, мотивирующую, технологически, эмоционально и идейно насыщенную образовательную среду, способную побудить ученика к саморазвитию, самообучению, самодвижению и самопродвижению по своему образовательному маршруту при участии опытного педагога-наставника.
Именно такая система в состоянии помочь в формировании у выпускников набора знаний, умений и навыков, адекватных времени, в котором им предстоит жить и работать.
Именно в таком ключе развивается система столичного образования сегодня.
Но так было не всегда.

Анализ ситуации, сложившейся к 2018 году: от кризиса к мировому уровню качества образования
Восемь лет назад Москва была городом образовательных контрастов.
В июле 2009 года «Учительская газета-Москва» писала: «Столичное образование - это полторы тысячи школ, среди которых есть золотые крупицы, те образовательные учреждения, что успешно работают, создавая Школу будущего, нашу новую школу».
Разделение на «золотую элиту» (с особым финансированием и правом отбора учащихся) и «серую массу» было характерно для системы образования Москвы того времени.
Данный разрыв постоянно увеличивался, образование в начале 2010-х годов могло стать в Москве фактором социальной напряженности, а возможно, и социального взрыва.
«В Москве впервые лишили аккредитации целую школу - за крайне низкое качество образования. Простая аттестация выявила, что старшеклассники едва знают математику: контрольную написало меньше половины учащихся. Еще хуже дела обстоят с русским языком и химией, а английский не сдали почти 70% школьников. Сергей Собянин уже назвал этот случай чрезвычайным. А вот является ли он уникальным?..»
Данный текст - из репортажа о лишении аккредитации школы №874 в январе 2011 года (сюжет программы «Вести» доступен по ссылке: http://www.vesti.ru/doc.html?id=422304#).
По мнению экспертов, подобное состояние образования на тот момент было характерно для большого числа школ Москвы. При сохранении подобного положения до 60% выпускников школ к 2014 году не имели бы шансов на поступление в московские вузы. На тот момент они были неконкурентоспособными в сравнении со сверстниками из других регионов в условиях приема в вузы по результатам ЕГЭ.
Ситуация изменилась с принятием Правительством Москвы постановления от 22 марта 2011 г. №86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве». Данный правовой акт заложил основы принципов, по которым московское образование сегодня успешно работает и развивается.
Появился единый для всех школ - участников пилотного проекта норматив финансовых затрат, установленный по высокому, бывшему «гимназическому», уровню.
Была введена новая система оплаты труда, подразумевающая зависимость оплаты труда от результата работы и как следствие рост средней заработной платы учителей, а также ограничение фонда оплаты труда административно-управленческого персонала.
Важным требованием для всех образовательных организаций стало массовое качественное образование и наличие в этой связи внутренней системы оценки качества в каждой школе, а также обязательность независимых диагностик.
Информационная открытость стала стержнем взаимоотношений школы, семьи, общества и государства.
Повысилась роль общества в управлении школой и контроле ее деятельности - такой орган государственно-общественного управления, как управляющий совет, стал обязательным.
Основой всех начавшихся изменений стал принцип «самостоятельность в обмен на результат». Следствием этого стали три основных механизма, которые позволили системе образования Москвы преодолеть кризис:
- формульное, или личностно-ориентированное, финансирование, при котором для всех школ устанавливаются равные, справедливые стартовые финансовые возможности, а в основе формул для расчета субсидий не статус образовательной организации, занимаемые площади или штатное расписание, а ученик;
- рейтинг вклада школ в массовое качественное образование московских школьников, ставший возможным после выравнивания стартовых возможностей школ, мотивирующий педагогические коллективы на развитие самых разных детских талантов и не имеющий ни одного критерия, понижающего рейтинговые баллы школы за низкие результаты учеников;
- публичная аттестация руководителей образовательных организаций, позволяющая назначать на должность директора людей понимающих, принимающих и умеющих решать задачи города.
Две основные задачи города - развитие человеческого капитала жителей и консолидация городских сообществ. Ключевую роль в решении обеих задач призвана сыграть система образования. Созданные с 2011 года условия, обеспечившие конкурентоспособность выпускников и ценность каждого ученика для каждой школы, являются главными для успешной реализации данной миссии.
О правильности выбранных механизмов свидетельствуют результаты московских школьников, педагогов, школ, колледжей и системы образования в целом, достигнутые к 2018 году.
В полтора раза увеличилось количество детей в дошкольном образовании. При этом все дети от 2 лет 8 месяцев жители Москвы, при желании родителей, получают сегодня место в дошкольной группе в течение одного дня.
Остались в прошлом нездоровый ажиотаж вокруг отдельных школ с масштабными очередями рядом с ними и ночными кострами накануне дня начала записи в первый класс. В 2017 году 89% первоклассников пошли в школы в районах своего проживания, а для 60% процедура зачисления свелась к минимуму - они были зачислены в первый класс путем перевода из дошкольной группы этой же школы.
 По сравнению с 2010 годом итоги ЕГЭ демонстрируют значительный рост результатов по всем рассматриваемым категориям. Особенно показательно увеличение числа выпускников, набравших 250 и более баллов по трем предметам, - от 1,5 тысячи человек в 2010 году до 7,6 тысячи человек в 2017 году. Доля выпускников Москвы составила в 2017 году менее 9% от всех выпускников страны. При этом в числе всех российских выпускников, набравших 250 и более баллов по трем предметам ЕГЭ, москвичи составляют более четверти. А при доле 250-балльников в стране около 4% от выпускников в Москве данное значение превышает 14%. Это является свидетельством того, что московские школы сегодня обеспечивают своим выпускникам высокую конкурентоспособность в сравнении с их сверстниками из регионов при поступлении в ведущие вузы.
Анализ показателей приемных кампаний за последние 7 лет подтверждает это. Доля москвичей, поступающих на бюджетные места в ведущие университеты Москвы, увеличилась с того времени в разы.
Так, например, доля выпускников школ Москвы, поступивших в Московский физико-технический университет на бюджетные места, в числе всех поступивших на бюджетные места первокурсников увеличилась с 13% в 2010 году до 30% в 2017 году. В Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М.Сеченова значение данного показателя увеличилось с 8% в 2010 году до 27% в 2017 году.
Начиная с 2014 года результаты участия учеников московских школ во Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) гораздо выше показателей других регионов страны - не только в абсолютном выражении, но и в пересчете на 10000 школьников. И важно не столько то, что в 2017 году московские школьники завоевали 817 дипломов победителей и призеров ВсОШ, а то, что своих «олимпийцев» за последние три года подготовила 321 школа - более половины всех школ Москвы. В 2010 году таких школ было лишь 74.
Москвичи результативны и в конкурсах профессионального мастерства. На Национальных чемпионатах «Молодые профессионалы», «Абилимпикс» (для людей с инвалидностью) в 2017 году московские сборные завоевали большинство наград. На международном чемпионате WorldSkills, прошедшем в Абу-Даби, студенты московских колледжей стали обладателями 2 золотых и 2 серебряных медалей.
Другие международные интеллектуальные состязания также демонстрируют высокий уровень образования москвичей.
На Международных предметных олимпиадах московские участники принесли в копилку города в 2017 году 7 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовых медали - суммарно в 2 раза больше результата 2010 года.
На II Московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира московская сборная во второй раз подряд продемонстрировала лучший результат среди 36 команд мировых мегаполисов.
Дополняют образ современного состояния столичной системы образования итоги международных сопоставительных исследований: 6-е место в мире по читательской и математической грамотности в рамках исследования PISA (среди 15-летних подростков) и 1-е место (причем со значительным отрывом) по читательской грамотности в рамках исследования PIRLS (среди 10-летних детей). Высокая плотность результатов по обоим исследованиям свидетельствует о массовом качественном образовании, предоставляемом школами Москвы вне зависимости от территориального расположения и социально-экономического положения семей - данный вывод зафиксирован в официальном отчете организаторов исследований.
 Механизмы, запущенные постановлением №86-ПП, обусловили смену модели развития талантов московских детей - от модели, где школа отбирает «удобного» ей ученика, через модель, в которой семья выбирает школу, соответствующую интересам ребенка, к модели, при которой в каждой школе семья может получить нужные ребенку профильные и предпрофессиональные программы, школа будет в состоянии помочь ученику реализовать свой потенциал, стать полезным обществу, занять свое место в экономике города.
Всё больше московских школ начинают соответствовать третьей модели. В процесс развития талантов каждого ученика активно вовлекается богатейшая культурно-историческая и научная среда Москвы. Основные и дополнительные образовательные программы сегодня реализуются не только в школах, но и в многочисленных музеях, выставочных комплексах, вузах, кванториумах, центрах молодежного инновационного творчества, центрах технологической поддержки образования, крупных учреждениях дополнительного образования детей.
Новые возможности для раскрытия одаренности детей предоставили два мегапроекта, инициированные мэром Москвы С.С.Собяниным.
«Готов к учебе, жизни и труду в современном мире!» - девиз проекта, в рамках которого школы Москвы в сотрудничестве с профильными вузами и предприятиями открывают инженерные, медицинские, академические, кадетские классы, реализуют курчатовский проект конвергентного образования. Кроме того, в 2017 году 11 вузов открыли в своей структуре старшие общеобразовательные классы - предуниверсарии.  
Учесть все достижения столичного ученика, спланировать его образовательную траекторию призвана «Московская электронная школа» - надежный помощник учителя, обеспечивающий высокое качество любого урока в каждой школе.
Начало на стр. 3. Продолжение

Все результаты системы образования Москвы, достигнутые за 7 лет, стали возможными только после запуска финансовых и организационных механизмов, предусмотренных постановлением №86-ПП. Школы Москвы получили экономическую и правовую самостоятельность в обмен на ответственность за результат своей работы.

Как следствие характеристиками системы образования Москвы сегодня являются:
- доступность;
- массовое качество;
- соответствие мировому уровню;
- создание условий для развития талантов каждого;
- технологичность;
- эффективность.
Главное - к системе вернулось утраченное к 2010 году доверие жителей города. И серьезным фактором этого стал возврат престижа учительского труда в обществе.
Все больше и больше семей рассматривают учительскую профессию как достойную сферу применения сил своих детей. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение конкурса на бюджетные места по педагогическим направлениям подготовки в Московском городском педагогическом университете. Отсутствует дефицит кадрового ресурса среди учителей Москвы, рынок учительского труда стал конкурентным в системе профессий города.
Двукратный рост заработной платы педагогических работников с 2010 года (средняя заработная плата учителя по итогам 2017 года составила 85,9 тыс. рублей); освобождение учителей от рутинных отчетных мероприятий; организация современного высокотехнологичного рабочего места учителя; возможность постоянного саморазвития, обучения, повышения квалификации - все это позволяет сегодня отнести учителя к представителю среднего класса - основы стабильности общества.
Созданные в Москве механизмы, обеспечившие высокие образовательные результаты в последние годы, имеют значительный запас инновационности и еще длительное время могут быть актуальными для системы образования. Но велика вероятность того, что в условиях цифровой экономики только они не смогут обеспечить на должном уровне конкурентоспособность московских выпускников. Следовательно, требуется дополнение существующих механизмов новыми, способными укрепить мировое лидерство Москвы в образовании при новом технологическом укладе.
Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что новые механизмы ищутся не в кризисный период, не из-за того что прежние исчерпали свой потенциал, а потому что необходимо действовать на опережение, чтобы стремительно наступающий новый технологический уклад не стал неожиданностью для выпускников школ и колледжей Москвы. Для этого уже сегодня следует искать пути дальнейшего развития и начинать учить детей в технологиях и условиях завтрашнего дня.
Таким образом, успешно действующие сегодня механизмы являются фундаментом для разработки и введения новых - механизмов цифровой экономики. С другой стороны, дефициты, возникновение которых возможно в обозримой перспективе, и угрозы нового технологического уклада становятся основанием для ускорения процесса поиска новых путей совершенствования системы образования Москвы.

Вызовы нового времени
Стратегия образования на период до 2025 года формируется, исходя из представления о том, какими будут жизнь, профессии и необходимое для них образование после 2025 года.
Уже сегодня в документах стратегического планирования (Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года; Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»; распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.»; Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг.); распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»; распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1.12.2016; Указ Президента РФ от 1.12.2016 №642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»; Федеральный закон от 27.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») описан образ будущего страны, а также в общих чертах обрисован образ будущего выпускника (федеральные государственные образовательные стандарты; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; доклад рабочей группы Давосского экономического форума «Новый взгляд на образование: Раскрывая потенциал образовательных технологий» (в части навыков XXI века - набор компетенций, необходимых для жизни и работы в современном мире).
При этом новый технологический уклад в состоянии масштабно трансформировать рынок труда.
В ходе индустриализации 1900-1940-х годов доля исчезнувших рабочих мест в мире составила 12,5%.
Автоматизация производства в 1970-1990 годах заменила порядка 8% рабочих мест.
По оценкам ведущих аналитиков, глобальная цифровизация экономики может изменить и ликвидировать после 2020 года до 25% рабочих мест.
«Цифра» активно проникает в школьное образование. Виртуальная и дополненная реальность, онлайн-курсы, удаленные эксперты, электронные учебные пособия станут повседневностью в ближайшей перспективе.
По прогнозу экспертов индустрия образовательных технологий за период с 2015 по 2020 год вырастет более чем в 2 раза.
Социальное неравенство в обществе может усугубиться в условиях цифровой экономики - ожидаемо перераспределение доходов в сторону высококвалифицированных специалистов.
Будет нарастать конкуренция между городами за человеческий капитал. С середины XX века численность городского населения в мире увеличилась вдвое. К 2030 году более 85% мирового ВВП будет производиться в городах. Рост городских агломераций - серьезный фактор развития экономики в мире.
Профессия перестает быть раз и навсегда зафиксированным набором квалификационных характеристик. Профессия становится гибким набором компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность.
Исходя из этого, высшее и профессиональное образование будет строиться как программа освоения компетенций на основе сетевого взаимодействия многочисленных образовательных организаций - «Распределенный вуз» и «Распределенный колледж».
Образовательная траектория студента станет выстраиваться и оцениваться на основе «цифровых следов» - совокупности информации об освоенных программах, полученных навыках, достигнутых результатах.
Значительная доля будет отводиться онлайн-формам получения информации.
В обучении активно станут использоваться тренажеры и симуляторы, длительные и мобильные практики, сокращение аудиторной занятости в пользу практико-ориентированных технологий.
Для повышения востребованности выпускников вузов все больше образовательных программ станут сертифицироваться работодателями.
Приоритет в изучении и применении в процессе обучения будет отдан технологиям, находящимся на стыке научных областей.
Перспективные разработки молодых ученых обретут жизнь после окончания периода грантовой поддержки за счет государства. На стадии стартапа финансирование таких разработок будет осуществляться через рыночные механизмы инвестирования.
Учитывая высокий уровень подготовки выпускников школ, вузы и колледжи откажутся от существующей сегодня практики «доводки» первокурсников до «университетского уровня», сосредоточившись на профессиональной подготовке специалиста.
Новое высшее и профессиональное образование, измененные под влиянием жизни и профессий будущего, зададут векторы развития другим уровням образования.
Система оценивания достижений учащихся на всех уровнях претерпит кардинальное изменение, став независимой, поскольку будет формироваться по принципу «блокчейн» (англ. blockchain или block chain - выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию; чаще всего копии цепочек блоков хранятся и независимо друг от друга (параллельно) обрабатываются на множестве разных компьютеров). Электронное портфолио будет наполняться за счет «цифровых следов» в рамках формального и неформального образования, включая кружки, студии, дистанционные курсы, программы профессионального обучения.

Ответ образования на вызовы нового времени
На фоне колоссальных возможностей, которые цифровые технологии привносят в образование, важно сохранить баланс между традиционными и современными подходами.
Ключевая роль в этом отводится учителям. Благодаря учителям, поверившим в изменения, система образования Москвы за кратчайший срок прошла гигантский путь от кризиса 2010 года к сегодняшнему массовому качественному образованию мирового уровня.
Именно учителя являются залогом достижения целей и успешного решения задач развития столичной системы образования.
При новом технологическом укладе учителя Москвы призваны обеспечить всем выпускникам московских школ конкурентоспособность по сравнению с сильнейшими и хорошо подготовленными выпускниками школ из регионов при поступлении в ведущие столичные вузы.
Воспитательная, наставническая функция учителей в будущем будет возрастать, поскольку рост продолжительности жизни (по прогнозам, большинство детей, рожденных в начале XXI века, смогут жить более 100 лет) обусловливает важность развития у учеников уже с раннего возраста навыков постоянного обучения.
На образование ложится ключевая роль по сокращению социального неравенства в обществе, поскольку образование, обусловливающее высокую квалификацию специалиста, становится действенным социальным лифтом в новых экономических и технологических условиях.
Кроме того, качественное образование становится одним из залогов успеха в конкурентной борьбе мегаполисов.

Цель развития системы образования
Исходя из прогнозного видения образа будущего, вызовов нового времени и возможных ответов образования на эти вызовы, цель развития столичной системы образования на ближайшие 7 лет формулируется как создание условий для обеспечения в условиях цифровой экономики конкурентоспособности выпускников школ Москвы при поступлении в московские вузы и колледжи на основе осознанного выбора будущей профессии.

Задачи развития системы
образования
Дошкольное образование
Основной задачей дошкольного образования ребенка является культурное, психологическое, физическое и социальное развитие - развитие по всем личностным параметрам для зарождения интереса к новым знаниям, навыкам и умениям.
Результаты международных исследований PIRLS, в частности, в области читательской грамотности, в очередной раз доказали высокий уровень качества образования в московской начальной школе. Созданные в последние годы в Москве крупные образовательные организации, имеющие в своей структуре дошкольные группы, обеспечивают преемственность между дошкольным и начальным уровнями образования.
При этом дошкольное образование для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) должно стать полноценным уровнем образования, учитывая, что этот возрастной период очень важен для формирования дальнейшей образовательной траектории ребенка, поскольку на нем закладываются необходимые в жизни навыки - как когнитивные (способность воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира), так и некогнитивные (стиль поведения, черты характера, особенности коммуникации).
Именно поэтому одной из задач стратегии является сохранение и приумножение лучших практик организации образовательного процесса в начальной школе с использованием возможностей трансформации и современного оснащения учебного пространства, цифровых технологий, интеграции ресурсов города.

Начальное образование
Задача начального образования - развить в ребенке заложенные на дошкольном уровне когнитивные и некогнитивные навыки, продолжить углубление и расширение его интереса к учебе, жизни и мироустройству, начать формирование умения самообучаться, заложить основу для успешного обучения на следующих уровнях образования.
При этом сегодняшняя московская начальная школа демонстрирует качественное образование мирового уровня - тому подтверждением результаты международного исследования PIRLS (читательская грамотность), где столичные четвероклассники показали лучший результат в мире среди сверстников из более чем полусотни самых развитых стран. Это серьезный задел для дальнейшего развития как начальной школы, так и других уровней образования.

Основная школа
(5-7-е классы)
Задача основной школы (5-7-е классы) - сохранение у ученика в этом возрасте интереса к учебе, жизни и мироустройству, формирование в подростке осознания целостности человека, его постоянное нравственное и физическое самосовершенствование, поддержание мотивации к обучению, обеспечение его конкурентных преимуществ в условиях выбора и комплектования профильных и предпрофессиональных потоков, учебных групп в образовательных организациях города Москвы и предуниверсариев в структуре столичных вузов.

Школа старшеклассников
(8-11-е классы)
Задача школы старшеклассников - идеологическая и организационная подготовка к обучению на более высоком уровне образования, предоставление предпрофессионального образования, формирующего осознанный выбор профессии, воспитание умения самообучаться, прививание культуры осознания собственных дефицитов и как следствие обучения на протяжении всей жизни, приучение к работе с использованием современных технологических решений, формирование активной жизненной позиции, ответственного отношения к себе, своей семье, городу и стране.
В процессе решения обозначенных задач будет:
- обеспечена адекватность спектра направлений предпрофессиональной подготовки приоритетным направлениям развития экономики города;
- увеличена доля обучающихся, получающих предпрофессиональное образование в школах;
- увеличена доля образовательных услуг, получаемых вне школы, но результаты которых признаются школой;
- увеличена доля занятий по выбору обучающихся в школах;
- увеличена доля занятий в разновозрастных группах;
- увеличена доля занятий на производствах с возможностью объективного оценивания результатов.
Все вышеперечисленное призвано обеспечить конкурентоспособность выпускника школы Москвы по сравнению со сверстниками из других регионов при поступлении в вуз.    
Высшее и профессиональное образование
Задача высшего и профессионального образования - продолжить развитие у студентов навыков и личностных качеств, заложенных на предыдущих уровнях образования, максимальное использование сформированных предпрофессиональных навыков, потенциала студентов и осознанного выбора ими своих будущих профессий для их качественной, насыщенной профессиональной подготовки.
Принципы развития системы образования Москвы
Решение задач развития столичной системы образования будет базироваться на четырех основных принципах, положенных в основу стратегии, - направления, по которым система образования города Москвы будет развиваться в среднесрочной перспективе:
1. Образование для жизни.
Акцент на практико-ориентированность образования. Ключевой элемент образования - формирование умений и навыков для жизни и профессии. Новые архитектурные решения школьных зданий под новый уровень задач системы образования.
2. Развитие талантов каждого.
Создание условий для раскрытия и развития возможностей каждого ребенка и подростка в каждой образовательной организации для обеспечения его полезности и востребованности в экономике города - система талантов.
3. Воспитание ответственного отношения к себе и городу.
Помощь в осознании ребенком и подростком собственной ответственности за свое сегодня и завтра и возможных последствий необдуманных действий, важности понимания людей с иными интересами и возможностями, содействие в формировании у обучающихся культурной идентичности как части городского сообщества.
4. Город для образования. Образование для города.
Открытость социокультурной среды города для системы образования, включение потенциала науки, культуры, бизнеса в учебный процесс, подготовка высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных секторов экономики города. Школа - значимый элемент консолидации городских сообществ. Учитель - интегратор педагогических воздействий на учащегося, навигатор возможностей города, адекватных талантам учащегося, наставник учащегося при подготовке к жизни и работе в эпоху цифровой экономики и нового технологического уклада.

Механизмы развития системы образования
Организационные механизмы
Московская электронная школа как глобальная платформа электронных образовательных материалов и мощная информационная система, аккумулирующая «цифровые следы» школьника, позволяет создать два уникальных механизма, которые коренным образом изменят учебный процесс в московской школе завтрашнего дня.
В повседневную практику войдет практика принятия решений на основе анализа больших массивов «цифровых следов» школьника - информации о программах, курсах, занятиях, иных мероприятиях, которые учащийся посещает, в том числе вне школы, достигнутых результатах, других его «внешкольных» интересах. Одним из главных результатов такого анализа должно стать формирование для ученика персонализированной образовательной траектории в открытых коллективах (ПОТОК). Обучение будет строиться на основе учебного плана, сформированного для каждого ученика для его обучения в больших группах переменного состава с самостоятельным выбором обучающимся предметов (базовая часть + дополнительное образование (предметы не школьного курса, а расширяющие и дополняющие его (высшая математика, углубленная статистика, криптография, анализ больших данных) + навыки развития личности (навыки публичных выступлений, актерское мастерство, танцы, обучение живописи, поэзии, командообразующие занятия).
Механизм ПОТОК позволяет учесть интересы, способности, достижения ученика и сформировать ПОТОК-группы на каждое занятие по тому или иному предмету/теме, интересному и полезному большому числу школьников. Занятия, для которых формируются ПОТОК-группы, могут проводиться как в школе, так и в других образовательных организациях, учреждениях культуры, науки, на предприятиях, расположенных в городе. Такая «распределенная школа» способна дать ученику несоизмеримо больше, чем одна образовательная организация.
Подобные уроки в городе проводятся уже сегодня. Отличие ПОТОКа от существующего формата - в принципе организации групп на занятия. Если сегодня на занятие в вуз, музей, предприятие или школу к талантливому учителю приходит класс или профильная часть класса, то ПОТОК-группа на занятие формируется из параллели одной или нескольких школ. По сути, ПОТОК-расписание у школ одного межрайонного совета директоров образовательных организаций должно синхронизироваться.
Технологические решения позволяют на основе автоматического анализа больших данных, «цифровых следов» сформировать варианты персонализированной образовательной траектории для каждого ученика. Выбор конкретной траектории остается за учеником, семьей при активной помощи учителя.
Механизм ПОТОК и опытный педагог-наставник призваны начать формирование у ученика навыка самообучения - основы саморазвития и самопродвижения учащегося по собственной образовательной траектории.
Другим механизмом, возникающим на основе МЭШ, станет РОСТ - распределенное оценивание в системе талантов.
До настоящего времени результаты учеников, полученные ими вне школьной системы, школой не учитывались, и в аттестатах об основном или среднем образовании не отражались. Вместе с тем внешкольные занятия формируют у ребенка большую часть жизненных и предпрофессиональных навыков, приучают к здоровому образу жизни, обеспечивают гармоничное развитие личности.
Будут разработаны единая для всех организаций система критериев оценивания результатов и, возможно, шкала перевода в традиционную пятибалльную систему для учета в тех или иных предметных областях.
Технически, приходя на занятие вне школы в организацию, реализующую сертифицированную образовательную программу (о сертификации - ниже), учащийся идентифицируется через специальные терминалы в глобальной системе РОСТ. В процессе занятий знания, умения, навыки ученика могут быть оценены с внесением данных в систему РОСТ, где такие данные по каждому учащемуся аккумулируются в портфолио, становятся частью его электронной биографии.
РОСТ освободит учителей от сложной задачи объективного оценивания своих учеников, но позволит аккумулировать информацию обо всех достижениях ученика, полученных им знаниях и навыках. Такое многомерное оценивание из разных источников позволит учесть разносторонние детские таланты, усилит объективность оценки и заметно повысит степень доверия к ней.
Переход к оцениванию по принципу технологии «блокчейн» будет осуществлен поэтапно. На первом этапе после 6-го класса может быть введена безотметочная система обучения за счет активного использования независимых диагностик.
В старшей школе будет активно развиваться предпрофессиональное образование. В деятельности предпрофессиональных классов глубокое участие будут принимать работодатели из таких важных для экономики города отраслей, как IT, химические технологии, биоинженерия, энергетика, авиастроение, строительство, медицина.
Заметно обновится содержание таких предметных областей, как информатика и технология. Оба предмета закладывают основу самостоятельной практической деятельности и являются источником формирования навыка применения полученных знаний для решения реальных задач. Программы будут нацелены, прежде всего, на полезность и практическое применение приобретенных знаний и умений.
Для реализации новой логики содержания и организации учебного процесса кардинальным образом изменится образовательная среда школы для старшеклассников - 8-11-е классы. Именно школа для старшеклассников должна задавать ориентир для развития основного, начального общего образования и дошкольного уровня, подтягивая их качество, и подталкивать к совершенствованию колледжи и вузы, выпуская качественно новых, осознанно подготовленных к выбору профессии абитуриентов. В этой связи школа для старшеклассников требует особого внимания и в части содержания образования, и в части кадрового наполнения, и в части создания соответствующей задачам образовательной среды - новой, адекватной времени, мотивирующей, технологически и идейно насыщенной, способной побудить ученика к саморазвитию, самодвижению и самопродвижению по своему образовательному маршруту при участии опытного педагога-наставника, подготавливающей учащегося к самообучению в течение всей жизни.
В новых школьных зданиях многогранность учебного процесса, активностей и полюсов развития детей будет гармонично поддержана структурой самого здания, учитывая общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей каждого школьника и обеспечение его полезности и востребованности в экономике города. Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс.
Именно поэтому в новых и модернизированных школьных зданиях, предназначенных для 8-11-х классов, появятся как универсальные, так и технически насыщенные предметные учебные кабинеты и лаборатории по различным направлениям; потоковые аудитории, позволяющие большему числу детей общение с лучшими педагогами; трансформируемые многофункциональные залы; IT-полигоны; активно задействованные в образовательном процессе холлы, рекреации, атриумы. Новая система расположения инженерных коммуникаций, энергосберегающие комплексы позволяют задействовать их в учебном процессе по инженерному и IT-направлению.
Работа по организации зданий для старшеклассников начинается уже сегодня. В пилотном режиме на трех объектах начата реализация проекта модернизации типовых школьных зданий серии МЮ (1960-е годы постройки).

Продолжение в следующем номере