На сегодняшний день основная задача работы всех педагогических коллективов - это воспитание, обучение и социализация будущего выпускника, который станет конкурентоспособным при поступлении в лучшие колледжи и вузы Москвы. Ни для кого не секрет, что столичным школьникам приходится конкурировать за места в университетах с выпускниками из регионов и других городов. В результате всего лишь 5% учащихся московских школ имеют возможность поступить в ведущие столичные вузы. В последние несколько лет эта тенденция изменилась к лучшему. Ресурсы и возможности, которые предоставляет Москва, как раз направлены на то, чтобы обеспечить развитие талантов и реализацию амбиций каждого ребенка, что приведет к повышению его конкурентоспособности. Столица активно продолжает предоставлять учебным заведениям безграничные образовательные возможности. Ведь город, прежде всего, заинтересован именно в своих выпускниках.
Чтобы сделать этот процесс наиболее эффективным, на состоявшемся семинаре были обсуждены 7 механизмов стратегии развития московского образования к 2025 году, неразрывно связанные между собой. Механизм «ПОТОК», к примеру, позволит ребенку осваивать учебные программы и получать практические навыки в том темпе, который ему свойственен. Таким образом, у ученика появится возможность выбора. В данном случае задача школы не только показать ресурсы, которые есть на территории макрорайона, но и помочь семье выстроить личную траекторию развития ребенка.
Свой подход в данном вопросе предложил директор школы №1310 Андрей Владимирович Вдовин.
- На сегодняшний день мы существуем в традиционной школе с системой профильного распределения, - сказал он. - Однако около половины детей вынуждены в 11-м классе посещать репетиторов. Новая система прежде всего ориентирована на то, что старшая школа будет работать по «поточной» системе, где обязательным условием станет индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка. Само по себе это принципиально модернизирует модель отношений между участниками образовательного процесса. Меняется роль учителя, который с позиции транслятора встает на позицию, прежде всего, модератора. Мерилом его деятельности будет результат, который вовсе не обязательно должен выражаться в часах. Так, в случае если на работу отведено 4 часа, отличник, который справится с ней за 30 минут, и ребенок, которому потребуется шесть часов, вынуждены работать в одинаковых обстоятельствах. Важно, что мы перестаем мерить во времени и начинаем мерить в результатах. Тогда произойдет качественный сдвиг. Меняется и позиция родителя, в которой не он решает за ребенка, а ребенок, сделав осознанный выбор, нуждается в его поддержке и соучастии.  
Механизм «ПОТОК» напрямую связан с механизмом «РОСТ» - распределенное оценивание в системе талантов. Стоит признать, что сегодня, имея рядом с домом большие образовательные комплексы, дети занимаются в музыкальных, спортивных и художественных школах параллельно с учебой, а также участвуют в конкурсах и олимпиадах. Однако классный руководитель по-прежнему вынужден добывать информацию для формирования портфолио в ручном режиме. Система «РОСТ», в свою очередь, позволит автоматически объединять и цифровизировать все достижения учеников, начиная уже с дошкольного образования. Так педагоги смогут отойти от субъективного подхода к оцениванию.
Следующая концепция стратегии, которую затронули участники обсуждения, - урбошкола, которая на сегодняшний день является межрайонным советом директоров. Уже сейчас существует немало предложений по развитию данной концепции. Одна из них - создание мобильного приложения, цель которого нанести на интерактивную карту МРСД все образовательные организации, а также объекты департаментов спорта и культуры города. Каждому родителю это даст целостное понимание возможностей района. А карта, в свою очередь, с помощью навигатора сможет выстроить маршрут и определить время, которое у ребенка занимает дорога. А те возможности, которые столица уже предоставляет сейчас, как раз напрямую относятся к системе «Город - школа», направленной на интегрирование ресурсов Москвы и образовательных учреждений.
Во время семинара, проведенного на базе межрайонного совета директоров №13, обсуждение концепций стратегии происходило в небольших группах, каждая из которых отвечала за конкретный механизм. Так, например, одна из команд предложила новое видение системы «РОСТ», заменив ее на систему «НИМБ» - новую информационную межотраслевую базу, которая интегрирует данные департаментов образования, здравоохранения, культуры, спорта и в том числе правоохранительных органов. Когда ребенок рождается, в системе здравоохранения уже появляются первые сведения о состоянии его здоровья, которые фиксируются в базе. Во время посещения ребенком детского сада база начинает накапливать данные о его склонностях, интересах и потребностях. Это позволяет провести диагностику будущего ученика уже на раннем этапе. Учителя, таким образом, владея базой данных, смогут получить более целостное представление о своих учащихся. В результате растет роль преподавателя. Что не менее важно, для родителей НИМБ - это объективная информация для осознанного выбора траектории развития своего ребенка. Ведь зачастую семья выбирает профиль, руководствуясь исключительно личным опытом. А благодаря базе данных, которая будет интегрировать все данные о ребенке, станет видна полная картина, позволяющая сделать осознанный выбор.
Для осуществления концепции урбошколы было предложено следующее решение: объединивших в рамках МСД, определить, какие школы смогут поддержать конкретный профиль на стадии формирования 10-х классов. Старшеклассники продолжат проходить обучение по базовому уровню в своей школе, а два, к примеру, дня в неделю будут изучать профильные предметы в определившихся ресурсных центрах. С одной стороны, данную идею можно рассматривать как конкуренцию образовательных организаций внутри МСД, с другой - как рациональное распределение ресурсов внутри макрорайона.  
Вопрос, который, по мнению собравшихся, на сегодняшний день стоит наиболее остро, - это реализация финансово-хозяйственных механизмов. Однако и здесь преподаватели межрайона сумели за час разработать приблизительное видение будущего финансирования школ, которое должно оказаться более рациональным и справедливым. Так, например, финансирование материальной части должно быть выделено отдельно в зависимости от здания и амортизации. Это позволит избежать расходов, которые будут идти не на обеспечение условий обучения, а на содержание и сохранение здания. Что немаловажно, образование каждого ученика должно финансироваться с учетом необходимых для него условий. Например, на каждого ребенка с ОВЗ, которому требуются дефектолог, психолог и личный тьютор, приходится лишь 20 дополнительных тысяч рублей. По этой причине за учащимися должны числиться деньги, направленные исключительно на  организацию его комфортного обучения.
Также в ходе обсуждения была предложена новая система оплаты труда, которая на данный момент зависит от количества детей, то есть нагрузки педагога. Однако при этом не учитывается сложность конкретных работ, как, например, в случае с особенными детьми, требующими повышенного внимания. К тому же зарплата учителей зависит от достижений их учеников - побед в олимпиадах. Но не стоит забывать, что и дети с ОВЗ делают свои большие успехи. Только измеряются они в других масштабах.
Москва продолжает стремительно двигаться вперед и диктовать новые требования как к ученикам, так и к учителям. Но это никого не пугает. Ведь охваченность общей идеей и стремлением к наилучшим результатам позволяет каждому пробудить в себе свежие идеи и творческие навыки. - Впервые стратегия развития образования обсуждается в педагогическом профессиональном сообществе и разрабатывается на основе его идей, - рассказывает директор одной из школ - участниц семинара. - И уже сегодня есть положительная динамика. Мы настолько привыкли жить в режиме постоянного движения, что остановка подобна смерти. Мы должны научиться неким образом опережать время. Потому что наши школьники имеют возможность получить максимальное количество знаний независимо от нас. Ведь Интернет позволяет сделать это проще, быстрее. Но наша задача - сохранить школу как институт и сделать ее новой, интересной. Школой больших возможностей.
Перед школой встают все новые вызовы. И Стратегия-2025 позволит столичным образовательным учреждениями не только достойно на них ответить, но и сыграть на опережение. Ведь, в конце концов, к большим целям значительно проще идти сообща.

Антон УМАНОВСКИЙ,
межрайонный совет директоров №13