«Малыш»
Начнем с классики. Среди множества гениальных фильмов Ч.Чаплина в свете нашей темы вспомним картину 1921 г. «Малыш». Герой Чарли не учитель, не воспитатель детского сада, не преподаватель, не тьютор, не социальной педагог. Он человек, который нашел брошенного младенца. Не представляя, что делать, он ищет возможность отдать его кому-то, пытается подбросить в чужую детскую коляску. Эти попытки тщетны, и тогда он принимает осознанное решение взять на себя ответственность за воспитание неродного ему ребенка и посвящает ему жизнь. Ответственность педагога не равна ответственности родителей (не важно, родных или приемных). И любовь педагога к детям не такая, как чувства родителей, она иная. Но отвечать не только за своих детей, но и за детей других людей - это одна из основ профессии, поэтому педагогам совсем не школьный фильм «Малыш» очень понятен и близок.

«Сельская учительница»
Многим людям старшего поколения памятна кинокартина М.С.Донского «Сельская учительница» 1947 г. Сюжет раскрывает нам судьбу Варвары Васильевны Мартыновой (актриса В.П.Марецкая). Начинается действие фильма накануне Первой мировой войны, когда молодая выпускница гимназии Варя приходит учительницей в деревенскую школу, а завершается уже после Великой Отечественной войны сценой слета выпускников школы, на которой мы видим пожилую Варвару Васильевну в окружении ее выросших учеников - героев, победителей. Что-то в фильме может служить точной иллюстрацией к курсу по истории отечественного образования, что-то в нем идеализировано по сравнению с реалиями первой половины ХХ века. Но в нем с необычайной силой выражено то глубокое и искреннее уважение, которое испытывали люди того времени к труду учителя.

«Доживем до понедельника»
«Доживем до понедельника» 1968 г. режиссера С.И.Ростоцкого - одна из самых известных и любимых нашими зрителями кинолент о школе. Почему ее должны смотреть и пересматривать педагоги? На этот вопрос можно дать тысячу правильных ответов. Один из них таков: фильм может стать для учителя хорошим подспорьем в поиске выходов из личностного профессионального кризиса. Не только главный герой картины - учитель истории Илья Семенович Мельников (В.В.Тихонов) - переживает кризис и старается его преодолеть. Начинающая учительница Наталья Сергеевна (И.В.Печерникова) с трудом находит себя в профессии, пытается занять свое место в школьном коллективе. Опытный педагог Светлана Михайловна (Н.Е.Меньшикова) переживает личную нереализованность, чувствует, что отстает от жизни во взглядах на свой предмет, на воспитание. Любой педагог, который когда-либо совмещал свои непосредственные обязанности с какой-либо административной работой в образовании, не сможет равнодушно отнестись к образу Николая Борисовича (М.Н.Зимин). В диалоге со своим однокурсником и однополчанином Ильей Семеновичем он откровенно говорит товарищу о себе, о нем, об их деле, о коллективе. В образовании сейчас рефлексия в большой моде. Многие, правда, считают ее занятием исключительно для учеников. А в описываемой сцене показана честная рефлексия директора школы. Рефлексии директоров, завучей и других работников образования посвящен еще один замечательный советский фильм - «Дневник директора школы» 1975 г. режиссера Б.М.Фрумина (главную роль исполнил О.И.Борисов).

«Обелиск»
В 1976 г. вышел фильм Р.Н.Викторова «Обелиск» - экранизация одноименной повести В.В.Быкова. Это фильм о судьбе и самопожертвовании учителя Алеся Мороза (актер Е.К.Карельских). Я смотрел эту картину со своими студентками. Не помню, сумел ли я сдержать слезы, но помню, что девочки плакали. Героизму педагога посвящен и польский фильм 1990 г. режиссера А.Вайды «Корчак» (в заглавной роли В.Пшоняк), основанный на реальных фактах жизни и гибели педагога и гуманиста Януша Корчака.
Получается, что в данной статье речь идет в основном о фильмах ушедшего ХХ столетия, но завершу я ее упоминанием кинокартины начала века ХХI. Французский фильм режиссера Кристофа Барратье «Хористы» вышел в 2004 г. В интернат для трудных мальчиков-подростков устраивается работать учитель музыки Клеман Матьё (Ж.Жюньо) и сталкивается с жесткими нравами и устоями, царящими среди воспитанников и педагогов. Он организовывает хор. И хотя карьера Матьё в интернате не по его вине оказывается недолгой, но музыка и человечность учителя успевают многим ребятам по-настоящему помочь в жизни.
Всем советую посмотреть и пересматривать упомянутые здесь и многие другие замечательные произведения экранного искусства, посвященные педагогам.

Олег ЗАКИРОВ,
заместитель директора Института гуманитарных наук и управления МГПУ по воспитательной работе