Проведенное в Московском городском педагогическом университете в 2016-2017 годах исследование «Культурный код поколений: коммуникационный аспект» - один из шагов в поиске ответов на эти вопросы. В обобщенном виде результаты рассматривались в триаде: знаки/символы - инструменты/способы коммуникации - ценности. В итоге стало ясно, что, хотя поколения различаются в коммуникационной деятельности (молодые общаются больше и пользуются другими инструментами коммуникации), объединяет их высокий уровень сходства в базовой ценностной картине мира (в понятиях добра и зла, семьи как жизненного приоритета, доверия к другим людям).

Москва - это прежде всего столица
Преемственность поколений или конфликт «отцов» и «детей» во многом зависят от образа жизни разных поколений, от ценностей, способов их достижения, а также предметной среды жизнедеятельности. В рамках исследовательского проекта МГПУ «Культурный код поколений: коммуникационный аспект» были выявлены также ассоциации представителей разных поколений, связанные с Москвой как основным местом жизнедеятельности наших респондентов.
Представленные ниже эмпирические данные получены в результате контент-анализа ответов на открытый вопрос анкеты «С чем у вас ассоциируется Москва?».
Отвечавших разделили на две группы по возрасту: старшее поколение - старше 31 года (те, кто, как правило, создал свои семьи, имеют детей) и молодежь - младше 20 лет (большинство в этом возрасте считает своей семьей родительскую семью).
Все полученные ассоциации в целом можно разделить на три группы:
1) индивидуальные - имеющие значимость только для респондента («мой дом, семья, близкие люди, любимый город»);
2) городские - типичные для любого современного мегаполиса («драйв, темп, метро, театры, парки»);
3) московские - указывающие на столичную специфику («московскость», «столичность»).
И молодежь, и люди старше 30 лет воспринимают Москву прежде всего как столицу. Основные ассоциации связаны именно с атрибутами города, и только затем с атрибутами мегаполиса и личными ассоциациями. Такое единство особенно удивляет со стороны молодежи, от которой скорее ожидаемы личные, индивидуальные ассоциации, связанные с конкретными местами. (См. схему 1.)
Ничего нет удивительного, что старшее поколение гораздо больше москвичи, чем молодежь. Количество прожитых в столице лет неизбежно переходит в качество, и на ум чаще приходят истинно московские слова. А молодежь пока что «горожане». Версия о том, что нам попались студенты, приехавшие со всей страны учиться, а вовсе не москвичи, отметается. Об этом говорят индивидуальные ассоциации - у молодежи их больше.

Молодежь: учимся, смеемся и плачем
Индивидуальные ассоциации указывают на значимые для человека группы лиц, важные объекты и другие «точки отсчета». Разница между поколениями наблюдается в том, что с возрастом человек больше начинает ценить близких людей, в ответах чаще появляются слова «семья» и «дети» (гораздо чаще, чем слово «родители» у молодежи), человек постепенно «прирастает» к своему району, ему не хочется переезжать из привычного дома. В то время как у молодых часто встречаются слова «двор», «школа» и особенно «университет», у старшего поколения название места работы или учебы встречается крайне редко. И видно, что по выплескиванию эмоций - как позитивных, так и негативных - молодежь лидирует.
Несмотря на единство поколений в личностном восприятии Москвы как родного города, молодежь более эмоционально и более позитивно описывает город. (См. схему 2.)
Негативных эмоциональных оценок города у старшего поколения больше, чем позитивных, но это особенность возраста, примем ее как данность. В целом разнообразие ярлыков, которыми обзывают респонденты столицу, выше у родителей. Если у молодежи преобладают в основном только «муравейник» и «большая деревня», то у старших помимо двух вышеупомянутых добавляются «курятник», «базар», «улей», «дурдом».

Молодым в городе тесно, а старикам душно
Городские ассоциации свидетельствуют о включенности респондента в определенный повседневный событийный ряд, одинаково часто у обеих групп встречаются упоминания высокого темпа жизни (ритм, нехватка времени, стресс, борьба за жизнь, движение, суета, хаос, «не спит»), а также все, что относится к деловой жизни: учеба, возможности, работа, бизнес. Старшее поколение чаще вспоминает нейтральные атрибуты мегаполиса (магазины, фастфуд, метро, дороги, транспорт, пробки) и экологические проблемы (шум, пыль, воздух), а молодежь - яркие ощущения и развлечения: праздники, ночная жизнь, кино, клубы, иллюминация, реклама. Также молодежь в 2 раза чаще отмечает «перенаселенность» (очереди, толпы в метро, много разных наций, мигранты, гастарбайтеры, «понаехали тут»). Очевидно, с годами люди привыкают к мигрантам, которых взрослые не воспринимают как конкурентов - своя ниша уже найдена, и находят пути избегать толпы, не перемещаясь в час пик, например, посещая не стадионы, а музеи. По мере ухудшения здоровья нарастает озабоченность вырубкой деревьев, загазованностью, несвоевременной уборкой мусора.
Ожидаемыми различиями поколений оказались ассоциации Москвы с городом развлечений для молодых и плохой экологии для старших. Но оказывается, что особенно тесно в городе не бабушкам, а молодежи, которая воспринимает город как перенаселенный. (См. схему 3.)

Власть - для старших
Московскую специфику выявляют в первую очередь столичные атрибуты - власть, официальные лица, могущество, пафос; всемирно известные знаковые объекты - Кремль, Красная площадь, Большой театр, Третьяковка и прочие известные места: ВДНХ, ГУМ, зоопарк, Арбат, Москва-сити, парк им. Горького. К московским относятся также исторические, эстетические и культурные ассоциации: «на семи холмах», «древняя, «златоглавая», «белокаменная», имена живших в Москве известных людей. Молодежь больше воспринимает столичность Москвы через зрительные образы, символы, а старшее поколение связывает столичность с властью и ее атрибутами. (См. схему 4.)
Что приятно, негативные ассоциации в этой части одинаково минимальны: «коррупцию» и «казнокрадство» вспомнили всего по 3 респондента из каждого возраста. Мы же про Москву спрашивали, а не про страну в целом...
По частоте упоминания Красной площади и Кремля различий между поколениями нет. Это ожидаемо и объяснений не требует.
По упоминанию объектов культурного наследия (театры, музеи, храмы) старшее поколение впереди, а по современным культовым местам и местам отдыха (ВДНХ, спорткомплексы, зоопарк, Арбат, Пушкинская площадь) впереди молодежь.
Москвичи с большим жизненным опытом значительно - в 3 раза - чаще называют органы власти, фамилии президента и мэра, и само слово «Москва» вызывает более разнообразные ассоциации из области культуры, науки, архитектуры, истории, религии. Вот что значит долго жить и пропитаться столичным духом!
Крайне редко взрослые вспоминают Москву в песнях, фильмах, на пряниках, эмблемах организаций и событий (памятник Юрию Долгорукому, зубцы кремлевской стены) и тому подобное. Молодые такое вспоминали в 4 раза чаще.
Что отражают свободные ассоциации? Сферу жизнедеятельности, зоны личной активности. Для одних, которым тесно в толпе, это огни большого города, Макдоналдс, университет. Для других важны семья, политика, театры. И те и другие живут в стремительном темпе, озабочены нехваткой денег в дорогом городе, знают главные культовые места, не ругают власть, привязаны к привычным координатам. Но это все поверхностное, а не главное. Главное не измеряется ассоциациями.
В рамках того же большого исследования было выявлено много разных различий между поколениями - и в способах коммуникации, и в потребительских стереотипах. Но в качестве жизненных ориентиров у молодежи присутствуют те же ценности (образование, работа, семья), что и у старшего поколения. Способы достижения ценностей у «детей» такие, что «отцы» ничего против них не имеют.
А еще было выявлено, что в каждом времени и в каждом возрасте есть свои герои, символы эпохи и кумиры - куда же без них, но при этом антигерои, символы зла и опасения (страхи) у поколений в целом совпадают.
Молодежь - представитель той же культуры, что и старшее поколение. Фундамент у нас общий и пока неразрывный.

Павел ШЕВЧЕНКО, кандидат психологических наук, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства МГПУ, старший научный сотрудник Лаборатории управления проектами;

Гурген АКОПЯН, кандидат социологических наук, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства МГПУ, старший научный сотрудник Лаборатории управления проектами