Но пока существует данное противостояние и недопонимание между родительской и педагогической общественностью - страдает ребенок!
Он слышит, как родители отзываются об учителях, видит, с каким нежеланием они идут в школу на родительские собрания, понимает, что часто родители просто боятся идти в школу на личную беседу к учителю. Этот страх родителей передается ребенку и трансформируется в негативное отношение и к учителю, и к школе. Многие родители просто от незнания не желают взаимодействовать со школой, не понимая, что их участие в школьной жизни позволяет улучшить как оценки ребенка, так и его поведение и эмоциональное состояние.
Поэтому так важно найти общий язык во взаимоотношениях семьи и школы.
Чтобы достичь такого взаимодействия, нужно разобраться, что ждут современные учителя и родители друг от друга.

Что ждет учитель
Для учителя важен процесс эффективного и целенаправленного взаимодействия с родителем. Многие современные родители в глазах учителя «болеют» синдромом дефицита внимания к школьной жизни. Таким родителям проще переложить ответственность за ребенка с себя на учителей. Часто режим дня детей таких родителей вообще не волнует, жизнь ребенка в школе, его успехи и неудачи остаются без внимания взрослых членов семьи.
Учитель ждет со стороны семьи ученика неравнодушного отношения к своей работе, профессиональным знаниям, к тем просьбам и требованиям, которые, безусловно, могут оказать положительное влияние на ребенка и которые подчас остаются неуслышанными. Но еще больше он ждет неравнодушного отношения родителей к своим собственным детям!
Школа в лице учителя возлагает на семью надежды в вопросах воспитания ребенка. Воспитать детей только в рамках учебного процесса школы невозможно. Ребенок - это зеркало своих родителей, дети копируют их поведение, манеру разговора и отношение к окружающим. Нелестные отзывы родителей о школьных домашних заданиях, об учителе, о требованиях современной системы образования подсознательно формируют в ребенке манеру поведения, которая демонстрирует неуважение и безразличие к происходящему вокруг.

Что нужно родителю
Родители же от школы ждут прежде всего поддержки и признания. Им важно быть замеченными школой в том, что они много делают и много вкладывают в своего ребенка, а также чтобы школа оценила, как им нелегко справляться с проблемами и трудностями, которые возникают у ребенка.
Родителям хочется видеть в лице учителя союзника, человека, на которого можно переложить заботу о ребенке в отсутствие родителей и которому можно полностью довериться.
Кроме того, родителю очень важно (при абсолютной уверенности, что его ребенок самый лучший) понимать, что с ребенком не просто все в порядке в школе, а что он не хуже, чем другие дети! Вопросы к учителю: «Скажите, а моя дочь (сын) не хуже другого ребенка?», «А он точно понимает, что вы ему говорите?», «Вы поставили ему двойку, он что - хуже всех?» - не так уж и редко встречаются в практике взаимоотношений педагога и родителя.
И конечно же, родитель ждет от учителя не размытых, невнятных, а подчас и шаблонных ответов на свои вопросы, он нуждается в конкретной помощи, рекомендациях и внимании учителя!
Казалось бы, требования учителей и родителей друг к другу оправданны, логичны и неоспоримы. Стороны хотят взаимодействовать, хотят быть услышаны друг другом. Однако при всем при этом претензии друг к другу не утихают и даже, наоборот, нарастают как снежный ком.
Учителям и родителям трудно найти взаимный контакт, трудно подстроиться друг под друга и, самое главное, трудно услышать друг друга.
Безусловно, важную роль в возникновении данных проблем играют личностные особенности учителя и родителей, их изначальный негативный настрой и демонстративное, неуважительное поведение по отношению друг к другу.
Родителям важно не просто услышать ответ на свой вопрос или мнение учителя о ребенке, им важно то, как им отвечают. Родитель замечает все: и насколько эмоционален учитель при характеристике ученика, и какую интонацию он использует, и насколько живой его язык, как часто использует учитель сухие, однообразные, применимые под любого ребенка фразы в своей речи.
Учителю важно понять, что мало найти подход к ребенку, мало построить свою речь так, чтобы она была простой, правильной и понятой им, ему надо найти такой же подход и к родителю этого ребенка. Так же просто и понятно, с примерами объяснить ситуацию, из-за которой у ребенка возникают проблемы в школе.

Общаться с родителями: как?
Родитель, которого пригласили в школу, чаще всего находится в возбужденном эмоциональном состоянии. Трудности своего ребенка родитель воспринимает как свои. Следовательно, и высказывание в адрес ребенка родитель воспринимает относительно себя, как личную обиду. Родитель любит своего ребенка, гордится им, формирует в нем успешную личность. Поэтому неудачи и сложности ребенка родитель воспринимает болезненно, подчас как показатель своей собственной неуспешности: если у моего ребенка что-то идет не так, значит, я плохой родитель. Кроме того, влияние оказывает и предыдущий опыт общения родителя с педагогом, когда с ним некорректно разговаривали, резко отзывались о ребенке или собственный детский школьный опыт, вызывающий болезненные воспоминания. Именно в этой ситуации очень важны правильный настрой и разговор учителя.

Родители нуждаются в конкретной помощи, рекомендациях и внимании учителя. Им важно быть замеченными школой в том, что они много делают и много вкладывают в своего ребенка, а также чтобы школа оценила то, как нелегко справляться с проблемами и трудностями, которые возникают у ребенка.

Главное помнить, что, находясь в повышенном эмоциональном состоянии, родитель становится невосприимчив к логическим доводам и аргументам. Поэтому первая задача учителя - снять эмоциональное возбуждение посредством своего доброжелательного, настроенного на общение поведения. Негативные эмоциональные переживания родителей разные по своей силе - у одних они еле заметны, у других перерастают в немотивированную агрессию. Поэтому успех учителя в общении с родителями в полной мере зависит от того, сможет ли он вообще заметить эмоциональное состояние собеседника и с его учетом выстроить свою корректную модель поведения. В результате данного общения важно наладить контакт и построить доверительные отношения с родителем, не ждать незамедлительной положительной реакции на свои требования и ни в коем случае не вставать в позицию конфронтации по отношению к семье. Фразы, подобные «ну что вы за люди!» или «как будто сами не видите, какой у вас ребенок», полностью под запретом!
Типичные ошибки педагогов прежде всего связаны с тем, что разговор они часто начинают с оценки ребенка или родителя, ставя тем самым под сомнение воспитание и общение в семье. Вопросы «Вы вообще знаете, что мы проходим?» и замечания вроде «Вы слишком демократичны (безразличны, агрессивны) к нему» и «Надо быть более внимательным к своему ребенку» воздействуют на родителей как красная тряпка на быка. Кроме того, важно учитывать личностные особенности самого ребенка: есть пытливые, активные, интересующиеся дети, есть эмоционально неустойчивые, есть плохо воспринимающие информацию. Все дети разные! Именно поэтому необходимы разные методы воспитания.
Учителю в общении с родителем просто необходимо иметь такие качества, как эмпатия и сопереживание. Важно видеть эмоции родителя, уметь откликаться на них, сопереживать и проявлять сочувствие. Например, фразы «я вас понимаю», «очень хорошо понимаю ваши чувства», «очень непросто вам сейчас» помогают родителю понять, что его слышат, что он небезразличен собеседнику (учителю).
Кроме того, есть общие трудности, свойственные детям одного возраста (например, демонстративное поведение в подростковом возрасте), этот факт можно привести родителю. Говоря «В данном возрасте многие дети так себя ведут» или «Для мальчиков его возраста характерно такое поведение», учитель как бы помогает родителю понять, что не он один столкнулся с такой проблемой, а значит, у нее точно есть решение!
Ну и, конечно же, очень важно формировать положительную мотивацию у родителя на общение с учителем, подчеркивать, что учителю приятно данное общение, которое создает комфортную атмосферу содружества. Обязательно упомянуть, что у учителя и родителя общие цели по отношению к ребенку («Мне, так же как и вам, небезразлично будущее вашего ребенка»), а также что никто, кроме родителя «не знает вашего ребенка лучше», тем самым привлечь семью для решения определенных воспитательно-образовательных задач.
Еще раз хочется отметить, что родителю важны конкретные вещи о ребенке, конкретное решение проблемы, а не общие размытые фразы. Поэтому всегда в разговоре с родителем учителю необходимо предлагать разнообразные поведенческие модели или техники выхода из проблемной ситуации с учетом особенностей данного ребенка.

Юлия ЧЕЛЫШЕВА, кандидат педагогических наук, доцент

Как будущему педагогу подготовиться к общению с родителями?

Мария ТЯЖКОРОБ, студентка МГПУ, победитель олимпиады «Я - профессионал»:
- Мне кажется, что в современном образовании не хватает практической составляющей. Обучение в бакалавриате предполагает огромное количество теоретического материала, а вот практики не очень много, часто не хватает времени для проведения каких-либо тренингов. Мне кажется, что нужно практические моменты включать в само образование, чтобы люди, поступающие в педагогический университет и собирающиеся стать педагогами в будущем, понимали, куда они идут и с чем им придется столкнуться.