Появляются различные новые подходы («деятельностный подход», «перевернутый класс»), которые сначала были экзотикой, но постепенно подход, при котором практика предшествует знанию, стал не только привычным, но и более логичным. В школе все чаще учителя используют этот способ организации знакомства с новым материалом - сначала деятельность, самостоятельные пробы, потом обсуждение и формулировка новых понятий. В высшем образовании тоже есть движение в сторону интерактивных форм, но лекционная форма пока остается основной. Теория первична: сначала студент знакомится с фундаментальными основами научного знания, постигает методы исследования в рассказах преподавателя, а потом применяет знания на практике.
Мы решили попробовать «поставить телегу перед лошадью» - отправить студентов первого курса на социокультурную практику. По статусу она учебная, то есть в процессе практики студенты исследуют, собирают информацию - получают новые знания самостоятельно, эмпирическим способом, то есть добывают их сами. Если говорить языком образовательного стандарта и программы практики, то ее задачами стали: приобретение опыта взаимодействия с городской социокультурной средой и опыта самостоятельной поисковой (эмпирического исследования) работы, а также первичного анализа и оформления материалов эмпирического исследования; приобретение опыта инициации и реализации проектов для развития социокультурного пространства столичного мегаполиса; знакомство со структурой социокультурной среды города и освоение механизмов коммуникации внутри городского пространства; овладение навыками быстрого вхождения в коммуникативные структуры города, создания собственных коммуникативных структур, социопространственной мобильности, построения исследования для изучения городского пространства.
Но есть и другая, проектная, задача организации практики. Гипотеза учебного эксперимента состоит в том, что, изучая городские ландшафты (музеи, театры, парки), студенты не только иначе смогут взглянуть на свою профессию (например, узнают, чем может заниматься человек с педагогическим образованием в библиотеке), получат возможность прокачать свои поисковые компетенции, но и, выполняя итоговую работу, станут менеджерами своего города - созданные ими карты, рецензии на спектакли, дайджесты событий, их личное участие в фестивалях сделают социокультурные ресурсы востребованными в среде молодых, в образовательном процессе.

Москва как учебник
Современная Москва испытывает серьезные проблемы, связанные с невостребованностью ее ресурсов, имеющих богатый социокультурный и образовательный потенциал. В первую очередь это объясняется отсутствием менеджерской сети. Несколько лет в МГПУ (лаборатория социокультурных образовательных практик) изучают открытые образовательные возможности городских площадок и с уверенностью заявляют: постоянно меняющийся ландшафт просветительских и образовательных проектов не укладывается ни в одну привычную информационную модель - создание карты всех услуг в городе или справочника всех полезных ресурсов всегда будет отставать от изменений, происходящих на этом рынке. Решение не в создании систем информирования, а в формировании компетенций горожан, в первую очередь педагогов, тьюторов, медиаторов, которые будут готовы к постоянному поиску и быстрому анализу информации, с одной стороны, и формированию правильного предложения - с другой. Социокультурная практика, как и другие проекты лаборатории СКОП, направлена на проектирование такой менеджерской компетенции у педагогов и у специалистов из сферы культуры - музейных работников, библиотекарей, актеров и режиссеров.
Организаторы практики рассчитывают, что студенты смогут использовать опыт изучения городских пространств в дальнейшей учебе (посещать открытые лекции, активно пользоваться фондами библиотек и музейных архивов, проводить педгогические и социологические исследования в организациях дополнительного образования), и многие из них станут педагогами, для которых провести урок вне стен школы будет нормой, потому что их представление о том, как должна быть организована образовательная среда, началось с представления о ее открытости. Уверенность в таком результате обосновывается очень простым тезисом, который словами народной мудрости можно передать так: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму».
Разработчики программы практики (лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов и управление учебно-методической работы МГПУ) сознательно ориентировали преподавателей, которым предстояло стать руководителями практики, на то, что ни организованные ими экскурсии в музеи, ни групповые посещения библиотек Москвы не могут стать видами работ во время практики.
Во главу угла ставились самостоятельный поиск и открытия. Так, например, студентам предстояло самим выяснить, что посещение музеев города для них может быть бесплатным (собственно, для многих преподавателей эта информация стала тоже открытием), а посещать музеи можно не только с экскурсией, но и для работы с фондами, выполнения собственных заданий, которые предполагают сбор информации на экспозиции, в залах музея, в общении с посетителями.
Еще большим открытием и для студентов, и для преподавателей стала информация о том, что и на спектакль в московском театре можно попасть бесплатно, если ты выполняешь задание - готовишь рецензию об этом спектакле. Оказывается, многим театрам интересно мнение студентов (уверена, что и мнение школьников их тоже заинтересует), поэтому одно-два места в зале всегда найдутся для того, кто пришел по учебной надобности.
Похожая картина получилась и у группы студентов, которые решили исследовать московские издательства детской литературы - их опасения, что издательства не пойдут на контакт, развеялись после первой же попытки. Интерес к книгам, готовность слушать о них, читать и писать небольшие отзывы могут растопить сердце любого издателя. Тем более если речь идет о тех интересующихся, кто изучает французский язык и разыскивает переводную литературу, материал, с которым можно будет работать в школе, изучая культуру Франции.
Среди других ожидаемых открытий в этом году: обзор популярных лекториев Москвы, возможности москвичей, которые открывают в сфере неформального математического образования, обзоры музейных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, описание образовательных ресурсов московских парков, дайджесты просветительских событий, карта книжных и языковых клубов Москвы, маршруты квестов по психологическим центрам, исследование городского пространства с точки зрения его доступности и многое другое.

Екатерина АСОНОВА,
заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ

Социокультурная практика для студентов всех педагогических специальностей (в общей сложности она охватывает в этом году около 800 первокурсников) впервые стартовала в 2017-2018 учебном году, ее организацией в учебных институтах университета занимаются более 20 преподавателей. Впереди подведение итогов - предстоит ответить на вопрос о том, насколько удалось включить интересы самих студентов в учебный процесс, а также найти важные огранизационные решения, позволяющие формулировать задания практики и определять условия ее прохождения таким образом, чтобы этот вид работы на первом курсе настраивал студента на самостоятельность в построении собственной образовательной траектории.
Опыт организации социокультурной практики может быть использован и в школе, лаборатория социокультурных образовательных практик предлагает программу повышения квалификации «Технология использования образовательного потенциала музеев, библиотек и других институтов культуры в учебном процессе образовательных организаций Москвы», обучение по которой предполагает создание педагогами собственных учебных разработок с использованием социокультурного подхода.

Cайт института: https://www.mgpu.ru/obrazovanie/institutes/isp/