Дети: Есть завести! (Руки перед собой, крутим.) Вж-ж-ж-ж-ж-ж.
Раз, два, три - вжик! (Взмах влево.)
Раз, два, три - вжик! (Направо.)
Раз, два, три - вжик! (Вниз.)
Раз, два, три - вжик! (Вверх.)
Ура! (Полетели.)

Вот так каждый урок! То отправляемся в космическое путешествие, то пробираемся сквозь непроходимые джунгли. Нам нескучно! Мы исследуем планеты Фонетика, Графика, Орфография. Делаем необходимые записи в бортжурналах, то бишь рабочих тетрадях, закладываем в память сверхсекретные определения и правила. Но самая главная наша миссия - спасать таинственных космических жителей. Разбрелись, растерялись существа, населяющие планету Пунктуация… Точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире - крошки! Разве выживут они вне своих уютных гнездышек-предложений? Много предложений, но не всякое приютит нового «жильца». Вот и посвящаем урок поиску пристанища для знаков препинания.
На другой планете - Орфография - поспешим на помощь словам: мои ученики исследуют каждое ошибкоопасное место и непременно найдут букву-самозванку, если она займет чужое место!
У каждого жителя Морфемики непременно должна быть «крыша над головой»: у приставки она плоская, у корня - купольная, а суффиксы живут только под двускатной крышей.
Каждому жителю планеты Синтаксис (предложению) также поможем найти подходящий «домик», то есть схему. А главные и второстепенные члены предложения - подлежащее и сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство - будут «одарены» одной или двумя пунктирной или волнистой линиями.
При изучении темы «Морфология» мои любознательные умники становятся настоящими Шерлоками Холмсами: легко распознают по «фотороботу», то есть по описанию морфологических и грамматических признаков, любую часть речи. Скучный, нудный морфологический разбор слова в процессе игры превращается в увлекательнейшее занятие. А на итоговом занятии по теме «Синтаксис и пунктуация» мои пятиклассники, отправляясь в космический полет, на космической скорости придумывают космические слова, космические словосочетания и предложения по заданным схемам и пишут прекрасные космические сочинения. Это и космические сны, и космические сказки с иллюстрациями, и интервью с пришельцами с далеких планет.
Карточки, перфокарты, тесты, интеллектуальные игры - все это ради того, чтобы разнообразить уроки русского языка. Ребята с удовольствием работают на таких уроках, ждут их. И каждый раз спрашивают: «А сегодня играть будем?»
Мои ученики знают: игра - дело серьезное! Ведь с помощью лингвистических игр мы закрепляем навыки по орфографии, морфологии и слово­образованию. Игра на уроках русского языка помогает мне проверить, насколько ребята усвоили ту или иную тему или материал учебного раздела в целом.
Одна из таких игр, я ее считаю своей находкой, - это словарно-орфографическая игра с проверкой методом программирования. Название этой форме работы я придумала в далекие 90‑е, когда в школах компьютеры только-только появлялись и не были доступны всем учащимся. Принцип игры заключается в следующем.
На доске (на листочках) записываю 10 слов с пропуском букв в слабой позиции (буквы-орфограммы). Озвучиваю задание:
- Перед вами слова для словарно-орфографической работы, прошу заложить программу и приготовиться к проверке методом программирования.
Ребята знают: нужно слова списать, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически, и пронумеровать их. Чтобы правильно ответить, они должны внимательно слушать вопрос, вспомнить правила, выписать цифры, которым соответствуют правильные ответы, и правильно назвать получившееся число (написать в тетради, на доске).
Такие уроки очень нравятся учащимся, потому что они заставляют быстро реагировать на поставленный вопрос, выбрать правильный ответ, выбежать к доске (чаще такую форму работы планирую вместо физкультминутки). За правильный ответ каждый получает «банкноту» достоинством в 1 «ум». В зависимости от количества вопросов заранее обговариваем, сколько «умов» будет стоить оценка «5».

Словарно-орфографическая работа с проверкой методом программирования

1З…лотой, 2п…дружка, 3гре…т, 4сла…кий, 5зв…нок, 6звез…ный, 7принос…т, 8зол…тая, 9зв…ночек, 10о…дали
Задания:
Дайте числовое значение слов… (в которых… )
1. Пропущена гласная буква - 1235789.
2. Пропущена гласная «о» - 12589.
3. Пропущена буква в корне слова - 145689.
4. Обозначающих предмет - 259.
5. Буква пропущена в морфеме, стоящей перед корнем, - 210.
6. С непроизносимой согласной в корне слова - 46.
7. Отличающихся друг от друга только окончаниями - 18.
8. Выбор гласной в окончании зависит от того, к какому спряжению эти слова относятся - 37.
9. Однокоренные слова - 59.
10. В составе которых есть словообразующие морфемы - 24567910.
11. Которые состоят только из главной значимой и формообразующей морфем -138
ИЛИ…
А сейчас предлагаю вам выполнить словарно-орфографическую работу с проверкой методом программирования. Листочки с группой слов перед вами. Прошу заложить программу (вставить пропущенные буквы, пронумеровать слова):
1девяност… девять, 2двен(нн)адцать, 3один(н6)адцатый, 4 трист…, 5четыр…мя, 6пят…надцатые, 7сорок… тысяч…, 8трин(нн)адцатыми, 9мил(лл)ионер, 10сем…сот двадцатый.
Программы заложены! Слушайте задания: назовите:
- количество порядковых числительных (4); их числовое значение (36810);
- числовое значение количественных числительных (12457);
- порядковые номера слов, в которых пропущена буква «ь» (пятое, десятое);
- слова, в окончаниях которых пропущена буква «а» (триста, сорока);
- количество слов, которые числительными не являются (первое, девятое);
- числовое значение слов с удвоенной согласной (39).
(Ответы 3‑4 учащихся записываются на доске, один отвечает с места. За правильный ответ жетон «1 «ум». Цена заработанного «ума» - оценка «5».)
Такая форма работы обеспечивает активное участие в уроке каждого ученика, равнодушных, желающих отсидеться в стороне на таких уроках никогда не бывает.
Играть можно не только на уроках русского языка. Уроки литературы и внеклассные занятия по учебному предмету «Литература» часто провожу в форме интеллектуальной игры.
Интеллектуальные игры призваны помочь расширять кругозор учащихся, развивать их творческие способности, интеллект. Они воспитывают в детях и подростках чувство уверенности в себе, умение самостоятельно принимать решение. Такие игры позволяют добиваться 100%-ного участия ребят. Притом часто победителями оказываются не отличники учебы, то есть ученики, которые всегда бывают готовы к урокам, добросовестно выполняют домашнюю работу, а учащиеся со средними способностями, ведь на таких уроках не нужно отвечать устно, не нужно бояться насмешек одноклассников, если вдруг ошибешься в ответе.
Методика проведения интеллектуальных игр общеизвестна, так как подобные игры в одно время часто проводились по телевидению, например программа «Звездный час». Оборудование - таблички с цифрами «1», «2», «3», жетоны-«умы» с изображением совы - символа мудрости. Обязательные атрибуты игр - гонг и деревянный молоточек.
Тему предстоящей интеллектуальной игры учащимся объявляю заранее. Например, в 5‑м классе, приступая к изучению программного материала - биографии А.С.Пушкина и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», ребятам даю задание внимательно прочитать все его сказки, особое внимание уделяя именам героев, кличкам животных, деталям описания их внешности. Поскольку это не просто игра, а игра-лекция, предполагается чтение стихов Пушкина и стихов о нем. Распечатываю и раздаю детям стихи, с каждым работаю индивидуально, общих репетиций не организую, это разогревает их интерес еще больше.
Технология проведения интеллектуальной игры проста, она строится на подобии теста: задается вопрос и предлагается три варианта ответа. Участники игры должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с порядковым номером ответа. За правильный ответ - жетон.
Ведущий: У великих людей не две даты бытия в истории - рождение и смерть, а только одна - их рождение... Немногим более чем через год мы с вами будем отмечать 210‑летие со дня рождения Алек­сандра Сергеевича Пушкина. Поэтому сегодня мы собрались с вами в нашем интеллектуальном клубе «Эрудит» на игру, посвященную жизни и творчеству великого русского поэта. Итак, вопрос первый:
- В каком году родился А.С.Пушкин?
Варианты ответов:
1) 1799, 2) 1801, 3) 1837.
Правильный ответ под номером 1. Помощников своих прошу раздать жетоны игрокам, давшим правильный ответ на заданный вопрос.
- В каком городе родился Пушкин?
1) Псков, 2) Москва, 3)Санкт-Петербург.
Гениальность, изумительная одаренность, живой острый ум - вот те черты, которыми обладал Александр Пушкин с раннего детства. На развитие способностей мальчика огромное влияние оказали его бабушка и лю­бимая няня, которую он нежно и ласково называл «мамушка».
Внимание, вопрос:
- Как звали бабушку Пушкина?
1) Мария Алексеевна, 2) Наталья Ивановна, 3) Татьяна Петровна.
Правильный ответ снова под номером 1! Порадуемся за ребят, которые сейчас получат по «уму» за свои знания.
Чтец:
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном
одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне
станет
О мертвецах, о подвигах Бовы.
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша прижмусь под
одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Итак, слушайте следующий вопрос:
- Как звали няню Александра Сергеевича? Предлагаю варианты:
1) Ирина Романовна, 2) Марина Степановна, 3) Арина Родионовна.
Совершенно справедливо, правильный ответ под номером 3!
Не сохранился, к сожалению, портрет няни Пушкина, «подруги дней моих суровых» Арины Родионовны, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая большим дарованием сказочницы, с богатой фантазией и блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в волшебный мир устного народного творчества. Это ей посвящены стихотворения поэта «Няне», «Зимний вечер».
Звучат стихи…
Обычно в таких играх каждый играет сам за себя. Но иногда устраиваю командную игру (после завершения темы «Фольклор» игра «За хлебом да солью всякая шутка хороша!»). Тогда вместо жетонов предлагаю ребятам конфеты. Например: участвуют 3 команды - «Добры молодцы», «Красны девицы» и «Гости дорогие». Всего подготовлено 30 вопросов. На столах перед участниками в вазочках лежит по 30 конфет. За каждый правильный ответ команды берут 1 конфету и складывают в другую посуду - блюдечко, например.
После завершения игры помощники (или сами участники) подсчитывают, сколько каждая команда заработала конфет. Определяется победитель.
Далее объявляю аукцион «Кот в мешке», то есть «публичную продажу товаров». И снова в качестве денег выступают конфеты. Команды сами решают, «покупать» им или нет предлагаемый мною лот. Игра есть игра! Команда может «разбогатеть» или потерять все свои конфеты (или «умы»). В качестве лотов участвуют разные предметы - отгадки как к известным загадкам, так и к придуманным мною.

Фрагмент интеллектуальной игры «За хлебом да солью всякая шутка хороша!»
Команды пятиклассников «Добры молодцы», «Красны девицы» и «Гости дорогие» сидят за столами. На столах таблички с цифрами «1», «2», «3», листы бумаги, карандаши.
Ведущий (учитель): Итак, начинаем первый период! Цена правильного ответа - один «ум» (или одна конфета), за который вы сможете приобрести угощения в нашей лавке.
Внимание, первый вопрос!
- Что такое фольклор?
1. Стихи поэтов ХХ века. 2. Устное народное творчество. 3. Песни современных композиторов.
Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Еще в середине ХVIII столетия уральский казак Кирша Данилов стал записывать былины. Веком позже Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль - пословицы и создал Толковый словарь живого великорусского языка. Обращался к фольклору и Александр Сергеевич Пушкин. Он записывал русские народные песни. В основе его знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты и народные поэтические образы. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - всем известно это его восхищенное отношение к народной сказке.
Внимание, вопрос!
- Кому из Михайловского написал об этом поэт?
1) Брату, 2) няне, 3) матери.
Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Они ездят из области в область, ходят из села к селу, от деревни к деревне. Случается, вполне современная бабушка споет им песню времен Дмитрия Донского или еще более древних, языческих, времен. Да разве только бабушки! Многие из вас, совсем не подозревая того, повторяют заклички солнцу, радуге, дождю, сложенные вашими сверстниками в эпоху Ярослава Мудрого или Петра Великого. Из поколения в поколение передаются народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.
Внимание, вопрос!
- С каким жанром устного народного творчества человек знакомится уже в первые дни после рождения?
1) Пословицы и поговорки, 2) народные сказки, 3) колыбельные песни.
4. Внимание, вопрос!
- Какие мифологические существа помогали усыпить младенца, приносили ему сон?
1) Бяка и Бука, 2) Дрема и Угомон, 3) Леший и Кикимора.

Наиболее удачной своей находкой считаю игру «Интеллектуальное казино».
- Наше интеллектуальное казино - это то место, где каждый, кто честен и смел, может заработать день­ги собственным умом. Только, чур, деньги у нас особен­ные! Это банкноты достоинством в один «ум»... Помните? Как го­ворится: один ум хорошо, а два лучше... А их, «умов», у вас, дорогие игро­ки, сегодня будет ровно по пять у каждого. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое умственное состоя­ние, так и стать банкротом, потеряв все свои «денежки». В игре вас ждут 18 вопросов из тонких наук - литературы, математики, исто­рии, географии, языкознания...
Я называю область знания и вопрос, а вы, если решитесь отве­чать, должны будете сделать ставку в один «ум». В случае удачи ваша ставка удваивается, вы зарабатываете еще один «ум». Если же вы ошибетесь (и тогда не отчаивайтесь), ваши «умы» попол­нят кассу нашего казино. Как видите, условия игры просты: я задаю вопрос и даю 3 варианта ответа, вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой: 1, 2 или 3. Но давайте договоримся: отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает ставку. Остальные молчок! У каждого из вас на столах лежат разноцветные сигнальные листы. У того игрока, кто не делает ставку, он на время изымается.
Порепетируем? Вот вопрос из области математики. Кто не бо­ится? Делаем ставки, дамы и господа! Тот, кто хочет заработать, отдает моему помощнику один «ум», воздержавшиеся - свой сигнальный листок.
Ставки сделаны! Итак, вопрос. Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм гвоздей?
Варианты ответов:
1) килограмм ваты, 2) килограмм гвоздей, 3) равны.
Знаете ли вы народные приметы насчет погоды? Например, если ласточки летают низко, значит, быть дождю. Яркое свечение вокруг Луны зимой, напротив, предсказывает наступление холодов. Черная кошка перебежит дорогу - жди неприятностей. Кто понимает в приметах, делает ставки. Ставки сделаны!
Внимание, вопрос!
- Если ночью был иней, то наутро будет...
1) Снег, 2) дождь, 3) ясная погода.
Знаете ли вы русские былины? Если да, то смело делайте ставки. Следующий вопрос о былинах. Уважаемые игроки, делаем ставки!
Ставки сделаны! Внимание, вопрос!
- С каким врагом сражался богатырь Илья Муромец?
1) Чингиз-хан, 2) Змей Горыныч, 3) Соловей-разбойник.
Игра есть игра! В игре непременно бывают победители и побежденные. Умению достойно проигрывать можно научиться, только участвуя в играх или соревнованиях.
Каждый участник интеллектуальной игры получает свидетельство с указанием заработанных баллов - это непременное условие игры. Церемония награждения всегда проходит торжественно. Этот процесс быстро помогает ребятам забыть о горечи поражения. И они начинают с большим желанием ждать следующей игры. Не все, конечно, но большинство ребят, узнав тему, ищут дополнительный материал, читают, обсуждают, привлекают к подготовке своих родителей, которые с удовольствием присутствуют на играх, болеют за своих детей.
Планируя такие уроки, я понимаю, что элементы игры делают мои уроки интересными, привлекают ребят новизной, необычностью. Но повышают ли они интерес к русскому языку? Как к учебному предмету, наверное, да. Но ведь моя задача этим не ограничивается! Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не только хорошо говорили по-русски, грамотно писали, но и интересовались всем русским: историей русского народа, историей взаимоотношений своего народа и русского, русскими национальными блюдами, одеждой, праздниками, наконец культурой русского народа.

Сценарии интеллектуальных игр опубликованы на моем сайте http://sitdikovafm.net/category/masterskay/intellektualni_klub/.

Фаиля СИТДИКОВА, учитель русского языка и литературы высшей категории, д. Нуркеево, Туймазинский район, Республика Башкортостан