- Татьяна, каким ты видишь современного российского предпринимателя?
- Для меня современный российский предприниматель в полном смысле слова - это преемник крепких и достойных российских предпринимателей XIX и начала XX века, которые развивались за счет смекалки, внимательности, анализа ситуаций, дипломатии, здравого смысла и деловой активности.
Современный предприниматель - это человек, живущий в большом напряжении, который стремится прежде всего к обновлению.
- Можно ли сказать, что в последнее время цели предпринимателей изменились: вместо получения быстрой прибыли любой ценой они стали больше ориентироваться на долгосрочные проекты, приносящие пользу людям, то есть бизнесмены-прагматики стали больше мечтать?
- Да, наверное, если посмотреть на современное предпринимательство как на явление.
Девяностые и нулевые мы условно называли «рынок поставщика». Тогда почти два десятилетия держался естественный дефицит разных видов товаров и услуг. Я это хорошо помню. Мы занимались таможенными услугами, и наши клиенты и партнеры везли в Россию все, что можно, и это уже покупалось, пока товар был в пути.
Сейчас все всего уже «наелись». Поэтому возникает объективная необходимость выстраивать более сложные сценарии и многоходовые комбинации.
Важно отметить, что все-таки цель предпринимателя - это не деньги, а проектирование деятельности твоей компании и команды таким образом, чтобы она очень точно отвечала запросам потребителей, превосходила и предвосхищала их, и «попадала» в рынок. А прибыль или убыток - это уже результат такой предпринимательской работы.
И вместе с тем я бы не сказала, что предприниматели - это мечтатели, скорее они сильные визионеры. Да, они чувствуют будущее, понимают, куда все движется и как спроектировать свое дело, чтобы реальное будущее совпало с планируемым. Это очень небанальная мыслительная и реальная деятельность. Любой бизнес-проект имеет свой жизненный цикл - стадии рождения, роста, пика и спада. Пока один проект в росте или на пике, необходимо начинать новые, из которых «выстрелят» не все. Предприниматель мыслит проектами.
Кстати, именно предпринимательская деятельность - двигатель всех промышленных революций человечества.
- Татьяна, ты основатель сети офисных центров в Москве. На сайте вашей организации указано, что это единственная в России компания, деятельность которой заключается в создании благоприятных условий работы для малого и среднего бизнеса.
- Ну это несколько пафосно сформулировали наши маркетологи.
Мы проектируем офисные и деловые предложения с позиции малого предпринимателя, в соответствии с его рабочим сценарием. Поэтому у нас в «ассортименте» не только малые офисы, но и целый ряд услуг: виртуальный офис, офис на неделю в месяц, юридический адрес, динамичные рабочие места, комнаты для переговоров и многое другое.
Вообще сама эта идея родилась в 2010 году, в момент принятия решения о диверсификации бизнеса. Тут я вспомнила свои мытарства в девяностых, когда вела бухгалтерский учет для ряда компаний и сотрудников у меня было немного. Мне требовался небольшой офис в хорошем месте с комнатой для переговоров и рядом деловых и административных услуг, но которые мне нужны были не постоянно, а от случая к случаю - тот же секретарь, курьер... И тогда мне приходилось переплачивать за все это.
Рассказала про свою идею партнерам, и они меня поддержали. То есть я сама оказалась явным представителем той целевой аудитории, на которую и направлена деятельность моей компании. И это было очень удачно.
К последующим своим начинаниям я часто подходила именно так. Если я сама через свои увлечения или предпочтения отношусь к целевой аудитории проекта, то мне легко понимать, как будет рассуждать и поступать клиент, и тогда проект действительно состоится.
- В свободное от основной работы время ты занимаешься проектом «Экспедиции в Торжок». Более того, ты сама возишь туда московских туристов на «Ласточке». Что это для тебя в первую очередь - своего рода подработка, хобби или возможность поддержать древний город?
- Торжок - мой родной город, и лет восемь назад я поняла, что буду заниматься чем-то, что очень важно для него.
Итак, в 2015 году мы начали работу над превращением Торжка в туристический город, можно сказать, на ровном месте. Целый год проектировали интересное и современное путешествие для москвичей. В марте 2016‑го состоялся наш первый тур выходного дня - «Экспедиция в Торжок», во время которого мы исследовали самые древние места и узнали старинные истории, связанные с ними. Потом сделали «Этнографическую экспедицию», затем - «Дворянские усадьбы», «Деревенскую», «Новоторжскую». В этом году запустили «Пушкинскую», а также экспедицию для подростков в формате «Диджитал детокс» (цифровой детокс (Digital detox) - человек сознательно отказывается от использования смартфонов, компьютеров и других устройств, чтобы снять стресс, погрузиться в реальное общение, творчество или работу. - Ю. П.).
К нам обращаются учителя и родители, придумываем экскурсии и развлечения для школьников разных возрастов. Ребята гуляют по городу, старинным усадьбам, узнают, как и на чем путешествовал Пушкин из Петербурга в Москву, играют, сами плетут куклу-оберег - такую, какой ее делали наши предки.
А какие интересные люди приезжают к нам в Торжок! Можно сказать, золотой фонд Москвы - состоявшиеся в своих профессиях люди, которые много знают, видели, наверное, весь мир, но не бывали в Торжке. Нашли информацию о нас в Интернете, вдохновились и приехали. Они дают нам огромную подпитку советами, отзывами, предложениями. Мы даже договариваемся о совместных планах.
Какой это проект - благотворительный, коммерческий, урбанистический или какой-то другой, сказать однозначно сложно, потому что он сочетает разное. В ближайшей перспективе в Торжке у «экспедиций» появится свой дом - пространство, где будут начинаться и заканчиваться новоторжские «экспедиции», с атмосферным интерьером, местной гастрономией и многими увлекательными занятиями.
За нашим опытом в Торжке наблюдают жители других городов, приглашают рассказать о нем.
А в будущем я, как любитель интересных сочетаний, хочу попробовать соединить предпринимательство, малый бизнес и развитие города, а может, даже городов.
- Как к этому проекту относятся местные жители? Есть ли поддержка городских властей?
- Вся команда, которая работает с нашими туристами на месте, живет в Торжке. Также мы сотрудничаем с Всероссийским историко-этнографическим музеем (ВИЭМ), фабрикой «Торжокские золотошвеи», Музеем А.С.Пушкина, городским сообществом историков и краеведов, гостиницами, кафе и другими интересными организациями и людьми, в том числе и за пределами города. Поток туристов растет, но надо многое сделать для достижения того уровня, который мы запланировали.
Горожане нас поддерживают. Мы влияем на них, а они - на нас. С властью есть прямой диалог. Их помощи нам особо-то и не требуется в данном турпроекте, кроме системной работы над улучшением городской среды. Очень важно, чтобы город входил в федеральные целевые программы сохранения культурного наследия.
- По твоей странице в Facebook видно, что ты активно участвуешь в образовательных бизнес-проектах «Сколково». Расскажи, пожалуйста, о них.
- Я окончила в 2015 году одну из образовательных программ в бизнес-школе «Сколково» - «Практикум для директоров», где каждый из нас прорабатывал свой конкретный действующий бизнес-проект и развивал свое деятельностное, предпринимательское мышление.
Обучение мне очень помогло увидеть следующий шаг для своей компании, который мы уже начали активно реализовывать. Это онлайн-площадка, собирающая предложения по аренде всех малых офисов в Москве. А также именно после «Сколково» я окончательно решила заняться развитием целого города.
Сейчас вхожу в совет выпускников бизнес-школы «Сколково», часто бываю там на образовательных и познавательных мероприятиях. Бизнес-школа стремится развивать нас разносторонне, мы получаем знания из области современного театра, кино, литературы, философии, не говоря уже о психологии и мотивационных методах. У нас там все очень интересно.
- Твои дочь и сын тоже проходили обучение в Московской школе управления «Сколково» по детской программе?
- Дочь проходила обучение по образовательной программе по предпринимательству для старшеклас­сников «Стартап Академия Junior». Им, как и взрослым предпринимателям, давали знания по финансам, командообразованию, брендингу, маркетингу, бизнес-процессам и так далее. Также они работали над своими бизнес-проектами, защищали их. Дочь проектировала онлайн-площадку для людей с ограниченными возможностями здоровья. Девизом была мысль: «Я не такой, как все, но я хочу работать». Проект занял третье место, очень хороший результат. Сейчас она его еще не начала реализовывать, потому что оканчивает одиннадцатый класс. Но зато активно помогает другому предпринимательскому проекту - молодежному антикафе в Торжке, оно открылось в декабре прошлого года. Мы были вдохновителями, а сейчас поддерживаем в основном своими рекомендациями по ведению бизнеса.
Сын тоже собирается поучиться по этой программе в «Сколково».
- Татьяна, что бы ты хотела пожелать читателям «Учительской газеты»?
- Прежде всего экспериментов, много и разных, не бояться их. Сидя за столом или партой, невозможно придумать лучший способ достижения чего-либо. Решения всегда приходят через деятельность. Наши дети и молодежь очень любопытны, и надо их мотивировать быть еще и любознательными. Да, с непоседами сложнее управляться, но это то, что двигает нашу жизнь вперед.
В школу нужно приглашать как можно больше интересных и увлеченных своим делом людей, чтобы они зажигали интерес школьников к сложным и неожиданным темам.
Желаю нашей школе как можно больше непосед и будущих предпринимателей!