Воронежский «Учитель года» уже вышел на финишную прямую: выбрана пятерка лауреатов, из конкурсных испытаний осталось единственное - круглый стол с образовательными политиками. Скорее всего, разговоров о заработной плате учителей на нем не будет: как-то не принято, обычно обсуждаются темы серьезные, касающиеся содержания и развития образования. Тем интереснее показалось мне (а собкора «Учительской газеты» в этом году снова пригласили в состав жюри) пообщаться с конкурсантами не только о методиках и педагогике, но и о самом простом и обыденном: на что живут, сколько зарабатывают и тратят, меняется ли год от года материальное положение семьи? Да, еще одна актуальная для сегодняшних дней тема: из чего складывается суммарный доход? Ведь именно эту абстрактную величину теперь принято высчитывать и указывать в различных отчетах и докладах. Стало не важно, сколько учитель получает за ставку, главное - сколько он в целом зарабатывает за свои рабочие сутки.
Об этом мы тоже поговорили с конкурсантами. Между прочим, все они отнюдь не рядовые педагоги, а победители районных и городских конкурсов, то есть в этом году они самые высокопрофессиональные, умные, лучшие, креативные, творческие и интересные! Мало того, всем им, как и остальным их коллегам, с января повысили заработную плату, точнее должны были повысить, так как с первого января официально увеличился минимальный размер оплаты труда. На что живут победители, судите сами.
Оксана ПОПОВА, учитель английского языка Ермоловской школы Лискинского района Воронежской области:
- В школе я работаю восемь лет, считаю, что у меня небольшой педагогический стаж, а нагрузка - 28 часов в неделю. Веду английский в первом классе, это один час вне­урочной деятельности, а поурочная моя нагрузка - 27 часов со второго по одиннадцатый класс. Наша сельская школа одиннадцатилетняя, но небольшая, я единственный учитель иностранного языка. Мы являемся победителями областного проекта «Школа - лидер образования», неоднократно побеждали в различных конкурсах, и в итоге за два года количество учеников увеличилось с 69 до 82. Ребята стали переходить к нам из других школ, даже более крупных. Если говорить о зарплате, я учитель первой квалификационной категории, за свою нагрузку получаю 27 тысяч рублей чистыми. Довольна ли я? Однозначного ответа нет. У нас с мужем семеро детей, материальных трудностей немало.

Александр УРАЗОВ, учитель географии верхнехавской школы №1, пос. Верхняя Хава, Воронежская область:
- Я работаю в этой школе с 1997 года, пришел после окончания Воронежского государственного педагогического университета. До этого два года проработал в другой образовательной организации, но тоже в своем районе. Веду дополнительно студию школьного телевидения, вместе с детьми снимаем социальные ви­деоролики, раньше в походы ходили, хотя сейчас это проблематично - требуется много разрешений и согласований. Но дети просят, им интересно, поэтому иногда мы выезжаем на экскурсии по историческим местам нашей области.
В 2016 году я участвовал в областном конкурсе на звание «Учитель-методист». Победил, теперь у меня максимальная нагрузка 22 часа в неделю. С учетом того, что у меня высший коэффициент, заработная плата составляет более 30 тысяч рублей. Как у методиста у меня много дополнительных обязанностей, большая бумажная нагрузка, но наша школа второй год как перешла на электронный документооборот, меня это очень устраивает и помогает в работе. В идеале считаю, что учитель-мужчина сегодня должен зарабатывать 50‑70 тысяч рублей в месяц. Это и для Москвы неплохо, и для Воронежа хорошо. А что касается нагрузки, рабочее время у учителя ненормированное. Он, приходя домой, тоже остается учителем. У меня супруга - математик, ежедневно сидит над книгами и тетрадями до одиннадцати-двенадцати ночи. Решает, готовится, читает. Считаю, что, если педагог сам не хочет учиться, ему надо уходить. Конкурс «Учитель года» помог мне испытать себя, научиться новому, увидеть, что сегодня актуально. На конкурс выходят лидеры муниципальных этапов, наблюдать за их работой, общаться с ними очень интересно.
Елена ЛУКЬЯНЧИКОВА, учитель истории и обществознания школы №2, с. Нижний Мамон, Верхнемамонского района, Воронежская область:

- В нашем селе две школы: первая - средняя общеобразовательная, а вторая - наша, она с этого года в результате оптимизации стала девятилетней. Старшие классы перевели в первую школу. И хотя мы стали девятилеткой, по численности наша школа в районе третья, у нас 130 детей. Первая школа больше, в ней около 180 учеников. Расстояние между школами около шести километров, у обеих организаций есть автобусы, возим учеников из соседних населенных пунктов.
Я работаю здесь 24‑й год, окончила исторический факультет Воронежского педагогического университета, тогда института, в 1994 году. У меня семья, двое детей, старшему 19 лет, младший учится в десятом классе. Свое предназначение учителя вижу в том, чтобы подготовить моих учеников к взрослой жизни, чтобы они, став взрослыми, нашли себя в этой жизни. Чтобы я была уверена в них, в их порядочности, в том, что дала им достаточный набор компетенций, в том числе предметных. Но, возможно, это не главное, может, человеческие, личностные качества важнее, и я всегда радуюсь, когда мои дети находят себя в жизни - в работе, в семье.
Если говорить о заработной плате и нагрузке, особенно хвалиться нечем. На данный момент после оптимизации у нас нагрузка уменьшилась. У меня сейчас 18,5 часа - это максимум, одна из самых больших нагрузок в нашей школе, есть меньше. Соответственно и зарплата составляет 18 тысяч рублей, больше ей взяться неоткуда. В прошлом году, когда у нас оставался из старших только одиннадцатый класс, а десятый перевели уже в другую школу, у меня была нагрузка 24 часа и 24 тысячи зарплата. До этого, когда в школе были и десятый, и одиннадцатый, моя нагрузка доходила до 30 часов, дополнительно я работала на подмене, в целом зарплата была получше. Сейчас, честно говоря, перспективы не радуют. Выживать учителю помогают репетиторство и помощь в подготовке к экзаменам.
Надежда РУКИНА, учитель истории, обществознания, права школы №75, Воронеж:
- У меня первая квалификационная категория, 20 лет работы в школе, 23 часа нагрузки и 18 тысяч рублей зарплата. Дополнительно у меня три ученика на домашнем обучении, за все вместе, а также за участие в конкурсах и различных мероприятиях я получаю еще 18 тысяч рублей, всего выходит 36 чистыми. Меня все устраивает, считаю, что нагрузка у меня хорошая, директор школы меня и моих коллег поддерживает. У нас открытая система премирования, идет подсчет баллов каждого учителя, выплачиваются соответствующие стимулирующие надбавки. В итоге зарплата получается вполне достойная. Хотя, конечно, основной заработок за часы хотелось бы больше, все-таки труд учителя государство должно оценивать более высоко. Педагог должен прежде всего учить, а не добирать за счет различных нагрузок зарплату побольше. Если говорить о повышении, которое сложилось с нового года, разницу я действительно почувствовала. Стала получать больше почти на две тысячи рублей, для учителя это сумма существенная. В целом считаю, что многое зависит от школьной администрации, когда она поддерживает учителей, это всегда приносит хороший результат.

Павел УРАЗОВ, учитель физики, математики, астрономии Дзержинской школы Каширского района Воронежской области:
- В школе (а точнее будет сказать - в нескольких школах) работаю шестой год. В Дзержинской у меня 19 часов в неделю, зарплата около 16 тысяч рублей. Если учесть, что здесь мне еще возвращают деньги за коммунальные расходы, а по ним зимой только за газ выходит около семи тысяч рублей, поэтому все вместе составляет уже приличную сумму. Еще я работаю в Нововоронежской школе: нагрузка 24 часа, зарплата около 19 тысяч. Также я веду дистанционное обучение - занятия раз в неделю в одной школе и столько же в другой. Преподаю математику, физику, астрономию в классах с седьмого по одиннадцатый. Рабочий день в среднем с восьми утра до 15‑16 часов. В целом нагрузка получается в месяц около 52 часов, это с учетом дистанционного обучения и дополнительных курсов. Общий доход в месяц составляет около 50 тысяч рублей, но это не зарплата, а доход с учетом компенсации за коммунальные услуги и надбавок. Из этой суммы около четырех тысяч в месяц трачу на горючее для моего автомобиля, на проезд между школами. Хватает ли моего дохода на семью, в которой кроме меня еще жена и три дочки? Ну, конечно, это лучше, чем 25 тысяч одной зарплаты. Но на самом деле есть еще дополнительная работа, которую я выполняю летом: мы с товарищами делаем тротуарную плитку и продаем, и так уже лет восемь, на это уходят летние отпуска. Вот и получается, что летом зарабатываю, а потом год учу детишек в школах. Можно сказать, что преподавание физики - это больше для души. На мой взгляд, учитель-мужчина в школе сегодня должен получать от 40 тысяч рублей, но за 30 часов нагрузки. Больше не каждый выдержит.

P.S. Среди моих собеседников оказались и такие, кто просил не называть в газете их имена и школы, в которых они работают. Слышать это от лучших педагогов области было грустно. Люди прекрасно понимают, что получают мало, оценка их труда занижена, тем не менее они продолжают работать в школе. И потому, что любят свою профессию, и потому, наверное, что в небольших городках и поселках, где они живут, другой подходящей работы им не найти. Но они надеются на лучшее, потому и не перестают, например, вести английский язык 32 часа в неделю и дополнительно курс проектной деятельности, а получать за это 15‑17 тысяч рублей в месяц.