Ведущая за собой
В свои 63 года экс-учитель английского языка школы №127 Муршида Абзалова волонтер на всех международных спортивных состязаниях, которые проходят в столице Татарстана. Она болельщик волейбольного клуба «Зенит-Казань», занимается скандинавской ходьбой.
- Если нет здоровья, до пенсии учителем не доработаешь! - с улыбкой говорит Муршида Кашафетдиновна.
Ее увлечение спортом разделяют и ученики. А как же иначе? Глядя на столь энергичного педагога, невозможно усидеть на месте. Да и Муршида Абзалова всегда умела их направить.
- Как-то ребята уговаривали меня съездить всем классом в Питер, - вспоминает педагог. - Город на Неве далеко, решила я, а вот волейбольный центр «Санкт-Петербург», можно сказать, по соседству со школой. Так мы с учениками и увлеклись этим видом спорта. Стали ходить на все игры, болеть за команду, которая в прошлом году стала лучшей в мире.
Педагогический стаж Муршиды Кашафетдиновны - 37 лет. Ее девиз: «Всегда рядом, всегда вместе, чуть-чуть впереди».
Муршида Абзалова считает, что ей суждено было стать педагогом, ведь даже ее имя в переводе с арабского означает наставник, учитель, ведущая за собой.

И физик, и лирик
Бывший учитель гимназии №90 Наталья Максимова не мыслит себя без математики. Даже конкурсный урок на тему «Мир в твоих руках» она сумела связать со своим любимым предметом. На занятии ребята считали, сколько оружия приходится на одного жителя планеты, сколько деревьев можно сохранить, если каждый день собирать бумагу из корзины в классе, а потом сдать.
Да что там урок, Наталья Алексеевна большинство своих стихов посвящает любимой науке, школе, ученикам. Самые трогательные строчки написаны для выпускников:
Я мечтала о морях и кораллах,
Я поесть мечтала суп черепаший.
Я шагнула на корабль, а кораблик
Оказался вдруг гимназией нашей.
То одна весна придет, то другая,
Класс за классом мимо нас проплывает.
Только с вами как прощаться, не знаю,
Я частичку от себя отрываю.
Но весною я в ненастья не верю,
Хоть разлуки и боюсь предстоящей.
Я оставлю открытыми двери
И в пути пожелаю вам счастья.

Работать в школу Наталья Максимова пришла в начале 90‑х. Думала - временно, да так и задержалась на 27 лет.
- Если уж я за что-то взялась, довожу дело до конца, - говорит она. - Стараюсь два минуса превратить в один большой плюс. Так получилось и со школой: порой приходилось трудно, но я не сдалась.
Наталья Алексеевна дважды была удостоена республиканского гранта «Наш лучший учитель», стала первым в Татарстане экспертом высшей категории республиканской комиссии ЕГЭ по математике.
А самое главное, завоевала любовь не одной сотни учеников, которые теперь пишут ей слова признательности через социальные сети.

Пенсионер-полиглот
Учитель немецкого языка школы №119 Владимир Будяшкин был единственным мужчиной на конкурсе. Но внимание присутствовавших он привлек не этим. Про таких говорят «душа компании». Можно только позавидовать его ученикам, которые постигали иностранный язык через песни под гитарный аккомпанемент учителя.
Владимир Ильич всегда с детьми на рав­ных. И учит их тому, что ему самому интересно. А увлечений у этого педагога множество. Особая страсть - музыка и иностранные языки.
К немецкому Владимир проявил интерес в 7 лет. В то время в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи, и даже малышам стало понятно, что языки открывают новые возможности и новые страны.
Играть на гитаре и петь Владимир Будяшкин начал после школы. Песни знаменитых тогда Эдуарда Хиля, Муслима Магомаева, Вадима Мулермана не могли оставить равнодушным молодого парня.
Владимир Ильич из педагогической династии. Мама воспитывала его на заветах чувашского просветителя XIX века Ивана Яковлева.
- Для меня учитель - это не тот, кто только учит, а тот, кто и сам все время учится, - говорит Владимир Будяшкин.
Он не перестает удивлять окружающих. Выйдя на пенсию, стал изучать итальянский, французский, испанский, португальский. Пишет статьи на чувашском языке для одной из районных газет. А еще по-прежнему читает методическую литературу - мало ли, понадобится помощь молодому педагогу?! «Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске», - улыбаясь, говорит Владимир Ильич.

Казань - Соловки
Мечта учителя немецкого языка гимназии №94 Татьяны Аввакумовой - побывать на Соловецких островах. Странное, на первый взгляд, желание посетить архипелаг в Белом море совсем не случайно. Много лет Татьяна Викторовна руководит школьным музеем, где собрано большое количество материалов по истории соловецких юнг. Так называемую кают-компанию создали после того, как в 1973 году школьники выяснили - в первом наборе легендарного учебного заведения русского флота на Соловецких островах учились 120 мальчишек из Татарстана. Бывших юнг разыскали, и началась многолетняя исследовательская работа, в которую включилась и учитель Татьяна Аввакумова.
- Для того чтобы горожане как можно больше узнали о подвигах соловецких юнг, мы придумывали различные проекты, - рассказывает она. - Например, когда по инициативе гимназии одна из улиц, расположенных неподалеку, получила одноименное название, жители окрестных домов ничего не знали о юных моряках. Мы одели мальчишек в матроски, бескозырки и отправились на улицу Соловецких юнг. Ребята раздавали листовки и рассказывали изумленным прохожим о героях, в честь которых названа улица. Также во дворе школы был установлен памятник юнгам - участникам Великой Отечественной войны. На постаменте два огромных якоря Холла, привезенных с Северного флота.
Школе, в том числе музею, Татьяна Аввакумова посвятила более сорока лет. Строить мосты между прошлым и будущим стало делом всей ее жизни. Татьяна Викторовна признается: если была бы возможность вернуть время вспять, она, не задумываясь, снова выбрала бы профессию учителя и работу в казанской гимназии №94.

Воспитание театром
А вот главная страсть учителя литературы татарско-русской школы №113 Натальи Фефеловой - театр. Любовь к драматургии она прививала и своим ученикам. Наталья Владимировна не только водила их на премьеры, но и сама ставила со школьниками пьесы.
- Я обожала все эти режиссерские находки, многочасовые репетиции, иногда по ночам, - вспоминает педагог. - У нас были чудесные спектакли, ставили «Грозу», «Бесприданницу», а еще десять лет подряд были постановки к Дню Победы.
Наталья Фефелова очень трогательно отзывается о своих учениках, все они для нее талантливы. Она верила даже в тех, в кого никто не верил.
- Однажды мы ставили «Бесприданницу», и Паратова в ней блестяще сыграл десятиклассник, который был двоечником и второгодником. Когда я отобрала этого мальчика на роль, мне все твердили, что у него нет памяти, а он, представляете, ни разу не ошибся! А ученица с заиканием читала Маяковского на конкурсе чтецов и заняла первое место. Этот эпизод помог ей поверить в себя, и она поступила на актерский факультет.
Вот уж поистине слово, которому Наталья Владимировна всегда придавала особое значение, творит чудеса!

Перекроила судьбу
«Портнихой можешь ты не быть, но хорошей хозяйкой - обязана», - говорила в свое время ученицам преподаватель технологии гимназии №28 Нафида Музыченко. Свой предмет она всегда считала самым необходимым для жизни и учила девочек не только шить наряды, но и правилам хорошего тона, рассказывала, как принимать гостей, упаковывать и дарить подарки.
Нафида Миннишевна считает, что обучать детей, а тем более любимому делу - большое счастье. Она с детства мечтала стать учителем, но, когда собиралась поступать в педагогический, мама, которая сама была учительницей, воспротивилась. Она советовала дочке выбрать более практичную профессию. Так Нафида стала швеей.
- От судьбы не уйдешь, - смеясь, говорит Нафида Музыченко. - Через какое-то время я все равно исполнила свою мечту и пришла работать в школу. Учительство - это у нас семейное. Дед преподавал в медресе, мама учила детей физике и математике в школе. Общий педагогический стаж нашей семьи - 158 лет, и 43 года из них - мои!

На уроках зажигает
Одной из самых ярких участниц конкурса была учитель биологии гимназии №15 Людмила Брусницына - незаурядная, харизматичная, эрудированная. Она считает, что ученик - это факел, который нужно зажечь, и делает это мастерски! На ее уроках никогда не скучно, она все время подбрасывает ребятам пищу для размышления: почему именно из сосны строили корабли? Почему, если полить растения щедро, то им не страшны весенние заморозки? Почему нужно окучивать картофель? Почему первая группа крови считается универсальной? Ученики выдвигают свои предположения, а Людмила Викторовна радуется даже неправильным ответам, приговаривая с восхищением: «Ах, какой молодец! Богатая фантазия! Это же надо придумать такую интересную версию!» После такой похвалы самый ленивый будет стараться.
Она любит, когда ученики задают вопросы - значит, человек думает, а это самое главное в обучении.
- В силах педагога сделать так, чтобы ребенок захотел учиться, - утверждает Людмила Викторовна. - Для этого уроки должны быть эмоциональными, нужно поддерживать азарт, постоянно что-то придумывать.
Людмила Брусницына убеждена, что учитель должен уметь как можно больше, поэтому она солирует в народном хоре ветеранов войны и труда «Полет», играет на гитаре, пишет остроумные стихи, знает наизусть «Евгения Онегина», рисует, вяжет, занимается восточными танцами, скандинавской ходьбой и купается зимой в проруби.
Теперь, когда педагог вышла на пенсию, увлечений у нее стало еще больше. Нужно любить жизнь - это главный урок, который она преподносит.

Справка «МП»

Номинация «Ветеран-педагог» была включена в программу конкурса «Учитель года города Казани» три года назад по инициативе Татарской республиканской профсоюзной организации работников образования. С тех пор у педагогов, вышедших на пенсию, появилась возможность делиться с молодыми коллегами секретами мастерства и опытом. Делают они это искренне, с душой, поэтому атмосфера на конкурсе всегда очень теплая и трогательная. Праздник продолжается и после, так как все участники получают в подарок от профсоюзной организации работников образования трехдневное путешествие по Волге.