Откровенный эмоциональный разговор состоялся в рамках пленума Приморской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки, на котором подводились итоги работы за прошедший год.
На вопросы трех десятков профактивистов отвечали и. о. директора Департамента образования и науки Приморского края Виктор Станкевич, начальник отдела экономики и бюджетного планирования образования Лариса Шумакова и начальник отдела кадровой политики в сфере образования Приморского края Ольга Лейбольт.
Самый острый, наболевший вопрос - оплата труда педагогов.
Профсоюзных лидеров интересовало, что конкретно собирается предпринять власть для того, чтобы обеспечить достойную зарплату педагогам края. Потому что данные официальной статистики по выполнению майских указов президента заметно расходятся с реальностью. Педагоги утверждают, что в декларируемые показатели средней заработной платы в 43 тысячи рублей у учителей и 32 тысячи у воспитателей, во-первых, включают налоги. А, во-вторых, чтобы хоть немного приблизиться к этим показателям, им приходится работать вместо положенных на ставку восемнадцати часов сорок, а то и все пятьдесят.
Еще одна проблема, озвученная на встрече, - оплата труда отдельных категорий педагогов практически сравнялась с заработком младшего обслуживающего персонала, а с мая, когда МРОТ достигнет уровня прожиточного минимума, дифференциация станет еще меньше.
То, что с зарплатами учителей и воспитателей не все хорошо, признала и Лариса Шумакова, но сослалась на то, что согласно 131‑ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, и повлиять на это ни департамент, ни глава региона не в силах.
Председатель Дальнегорской организации профсоюза работников образования Галина Острошенко в ответ на это подняла вопрос о пересмотре норматива субвенции, методика расчета которого не меняется уже пять лет.
- В Дальнегорске ситуация критическая, настроения среди педагогов накалены до предела, люди готовы к коллективным действиям. Средний возраст учителей - 52 года, и большинство вынуждено работать по 40 часов, чтобы хоть что-то заработать. Наш район приравнен к северным территориям, а педагоги получают 16-20 тысяч рублей. Как жить на эти деньги? При такой зарплате нет никакой возможности выехать, например, на лечение в краевую столицу - билет до Владивостока стоит две тысячи рублей, и это нашим учителям не по карману! Мы хотим знать, от кого конкретно зависит размер субвенции. Наши педагоги не живут, а выживают, и это уже невыносимо, - подчеркнула Галина Острошенко.
Департамент ссылался на то, что, когда формировался проект бюджета, никто не предполагал, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2018 году вырастет.
- Сейчас мы собираем информацию от муниципальных образований, нормативы будут пересчитаны и зафиксированы законодательно, но это потребует времени - до двух месяцев. Ситуацию исправим, - пообещала Лариса Шумакова.
Людмила Карамова, председатель Владивостокской организации профсоюза, подняла проблему индексации зарплаты педагогов, которая не проводилась с 2013 года.
На аргумент представителей департамента о том, что краевой бюджет «не резиновый», педагоги ответили, что устали входить в положение администрации и будут продолжать настаивать на индексации.
Были затронуты на встрече и вопросы нехватки кадров в отрасли.
- Ситуации, когда на семь начальных классов в школе всего четыре учителя, а значит, трое из них ведут по два класса одновременно, - не редкость, - рассказала Галина Острошенко.
Ее коллега из города Большой Камень привела свою статистику: в 2003 году на 503 учеников школы, где она работает, было пять учителей английского и по шесть преподавателей математики и русского языка. Сегодня детей в школе - 513, с ними занимаются один математик, два преподавателя английского и три учителя русского языка.
И хотя число двоечников, оставленных на второй год обучения, резко снизилось - с 31 до 2, это совсем не значит, что уровень подготовки школьников вырос.
- Может быть, это связано с тем, что учитель, который имеет 36‑часовую нагрузку, не может индивидуально подходить к ученикам и вынужден «стряпать» тройки, поскольку ему некогда сидеть после уроков с детьми и заниматься дополнительно? Вот вам и связь зарплаты педагога с качеством образования, - сказала она.
Лидер Приморской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки Ирина Мариш считает, что необходимость такого откровенного разговора назрела давно:
- Мы хотим, чтобы власти увидели истинную, не приукрашенную картину - как живут педагоги Приморья на самом деле, а наши профактивисты получили ответы на вопросы своих трудовых коллективов из первых уст, - сказала она.
Профсоюз работников образования Приморья знает реальное положение дел в отрасли, поскольку представляет 759 из 1046 образовательных учреждений края и отслеживает ситуацию по всем направлениям.
Так, для того чтобы понять, как на самом деле в регионе проводится работа по привлечению молодых педагогов, в ноябре 2017 года крайком провел собственный профсоюзный мониторинг. Информация о том, сколько молодых учителей было принято в школы за последние три года, получают ли они единовременные и ежемесячные доплаты и в каком объеме, предоставляется ли им жилье, была получена напрямую от педагогов.
Опрос показал, что картина далека от идеальной. Например, в Дальнегорском городском округе, Кавалеровском, Кировском, Красноармейском, Михайловском, Пограничном, Черниговском, Чугуевском и Яковлевском районах до сих пор нет муниципальных программ поддержки молодых специалистов. Педагоги Анучинского, Кавалеровского и Пожарского районов, Арсеньевского и Дальнегорского городских округов не знают, что такое ежемесячная доплата к должностному окладу молодого специалиста. Никакого жилья, даже общежитий, не могут добиться учителя Спасского, Октябрьского, Партизанского и ряда других районов.
Результаты мониторинга уже использованы рабочей группой проекта «Учитель для Приморья», в которую входят представители профсоюза. Цель этого проекта - максимальное содействие трудоустройству и успешной адаптации молодых учителей-выпускников ДВФУ в школах региона.
Профсоюз работников образования Приморья плотно работает с профильным департаментом края.
- Нам хочется, чтобы на наши обращения к руководителям разного уровня приходили не просто отписки. Мы за нормальный рабочий диалог. У департамента образования Приморья и отраслевого профсоюза общие цели.
Врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко на встрече с профсоюзами Приморья в феврале этого года сказал, что удержание населения в регионе путем повышения уровня жизни - наша общая задача. И мы готовы ее решать. Профсоюз работников образования, как никто другой, заинтересован в том, чтобы в крае не было дефицита кадров в отрасли, чтобы в школы и детсады приходила работать молодежь, чтобы выпускникам педагогических вузов и колледжей хотелось жить и работать в Приморье, - резюмировала Ирина Мариш.