Открыла мероприятие председатель областной организации профсоюза Лидия Васильевна Кирячкова, которая отметила значимость укрепления социального партнерства на уровне образовательных учреждений.
Заместитель председателя обкома Николай Васильевич Синицын посвятил свое выступление практике заключения коллективных договоров, обобщению присланных в областной комитет актов социального партнерства, анализу коллективно-договорной кампании.
Он отметил, что на 1 января 2018 года коллективными договорами охвачено 812 образовательных учреждений, или 92,6% от общего количества первичных профсоюзных организаций. Их действие распространяется на 30657 работников отрасли, в том числе на 20786 членов профсоюза.
В 65 образовательных организациях, где действуют первичные организации профсоюза, коллективные договоры не заключены. Их отсутствие в значительной степени характерно для учреждений с малочисленными первичками.
Анализ колдоговоров показал, что профкомы активно используют макет коллективного договора общеобразовательной организации, разработанный ЦС профсоюза.
В 2017 году была проведена экспертиза 294 коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов. Практически все председатели районных, городских, окружных организаций профсоюза, а также правовой инспектор труда профсоюза оказывали помощь профкомам образовательных учреждений в разработке и обновлении коллективных договоров, положений о доплатах и надбавках, о возмещении командировочных расходов, правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов.
В ходе обсуждения были приведены примеры закрепления в коллективных договорах дополнительных гарантий для работников, а также создания условий для деятельности первичных профсоюзных организаций.
Так, в основной школе №16 города Гусь-Хрустальный приложением к коллективному договору являются согласованные с профкомом формы трудового договора и расчетного листа по заработной плате.
Хорошим примером стало условие применения пункта 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих в центре развития ребенка - ДОУ №68 города Владимира. В соответствии с ним лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации, в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Николай Синицын отметил, что в коллективных договорах активно используются нормы регионального соглашения, заключенного с Департаментом образования администрации Владимирской области.
Коллективные договоры образовательных учреждений содержат положения о совместной работе администрации и профсоюзного комитета по составлению тарификации, распределению стимулирующего фонда, установлению доплат за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников, регулированию режима рабочего времени, времени отдыха, распределению учебной нагрузки, проведению мероприятий по охране труда.
Все коллективные договоры имеют раздел «Охрана труда». Практически во всех колдоговорах в качестве приложений присутствуют положения о доплатах и надбавках, правила внутреннего трудового распорядка.
Все чаще в состав приложений к коллективному договору первичные профсоюзные организации включают локальные акты, обеспечивающие соблюдение льгот и гарантий разных категорий работников: перечни должностей работников, имеющих право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, на обеспечение специальной одеждой, моющими и обезвреживающими средствами, на доплату за неблагоприятные условия труда; перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем для предоставления им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
Между тем в коллективных договорах встречаются и некорректные положения, требующие исправлений. Порой в них упоминаются нормативные правовые акты, которые утратили силу. Есть случаи, когда нормы коллективного договора расходятся по своему правовому смыслу с нормами, содержащимися в приложениях к нему - правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о стимулирующих выплатах и премиях.
Во второй части круг­лого стола профсоюзные лидеры и руководители образовательных организаций рассказали о сложившейся в их учреждениях практике социального партнерства, материальной поддержке работников, мероприятиях, которые они проводят совместно.
Наиболее полно основные направления социального партнерства были раскрыты в выступлениях представителей Першинской средней школы Киржачского района, центра развития ребенка - детского сада №18 города Петушки, детского сада №24 «Колобок» г. Вязники, 16‑й средней школы г. Гусь-Хрустального, Курловской СОШ №1 Гусь-Хрустального района.
В заключительном слове председатель обкома профсоюза Лидия Кирячкова поблагодарила всех участников обсуждения и обозначила основные проблемные вопросы в организации взаимодействия лидеров первичных организаций и руководителей школ и ДОУ. Было поддержано предложение об издании информационного бюллетеня с обобщенной информацией по материалам круглого стола, а также подготовке нового макета коллективного договора с учетом наработанной в территориях практики.

Пресс-служба Владимирской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ