1. Разработка единых критериев оценивания с учетом разного уровня усвоения предметов
Мы считаем, что создание открытых для всех единых критериев по каждому предмету, роду занятий с учетом уровня изучения сделает оценку более объективной.
Это позволит сторонним образовательным организациям понять, как оценить ребенка, и включиться в распределенное оценивание.
Кроме того, критерии должны учитывать индивидуальную учебную траекторию школьника и быть различными для разных уровней изучения предмета. Например, критерии оценивания по математике должны быть различны для физико-математической и гуманитарной групп, для групп с базовым и углубленным уровнями изучения.
Наличие единых критериев позволит каждому школьнику оценить себя, увидеть свои слабые и сильные стороны, помочь в профориентации и построении индивидуальной учебной траектории.
Предполагается, что будет создан единый электронный журнал оценивания или доработан существующий электронный журнал, к которому будут подключены как школы, так и другие организации, имеющие право оценивать ребенка.

2. Создание системы взаимодействия школ с другими образовательными организациями
Такую систему можно организовать в виде веб-сайта, где будут расположены все критерии оценивания, задания, тесты, личный кабинет учащегося, в котором каждый сможет оценить себя и свой прогресс в обучении. К этой системе можно подключить каждого ребенка, родителя, учителей, администрацию школ и Департамент образования, другие образовательные организации.

3. Внешняя оценка
Учитель бывает необъективен при оценивании своих учеников. Внешнее оценивание позволяет этого избежать.
Такую работу частично можно организовать дистанционно через веб-сайт, о котором говорилось выше, или очно с привлечением внешних экспертов и организаций. Поэтому потребуется создать сообщество экспертов для участия во внешнем оценивании.
Для профильных классов и классов с углубленным уровнем изучения предмета внешнее оценивание должно быть обязательным.
Проверочные работы для внешней оценки должны учитывать календарно-тематическое планирование изучения предмета и индивидуальную учебную траекторию ученика. То есть не должно получиться так, что в тесте или контрольной работе будут задания по темам, которые ребенок еще не изучил. В идеале каждая проверочная работа должна составляться индивидуально с учетом всех особенностей каждого ребенка.

4. Балльно-рейтинговое оценивание
На наш взгляд, существующая система оценивания несовершенна и необъективна. Например, из-за пропуска уроков, из-за невыполнения некоторых домашних заданий ребенок может получить оценку меньше, чем показывает его реальный уровень знаний.
В предлагаемой системе ученик получает не отметки, а баллы, при этом учитывается вклад разных видов работы в общую оценку.
Например:
- посещение - до 10% вклада в общую оценку;
- домашние задания - 20%;
- активность на уроке - 10%;
- индивидуальный прогресс обучения - 10%
- текущий контроль - 20%;
- итоговый контроль - 30%.
Предлагается перейти на 100-балльную систему оценивания.

5. Разноуровневое обучение
Если мы говорим о реализации индивидуальной учебной траектории каждого ученика, тогда у него должен быть выбор, какие предметы поставить в приоритет, на каком уровне изучать каждый предмет. То есть каждый ребенок выбирает, какие предметы он изучает на углубленном уровне, а какие - на базовом.

6. Группы поддержки
В ходе дискуссии возник закономерный вопрос: что делать с отстающими детьми, с теми детьми, которые не прошли нижний порог, не набрали минимальный балл?
Предлагается создание групп поддержки, в которых педагоги будут отдельно заниматься с детьми, у которых возникли проблемы с отдельными предметами. Такие уроки могут быть включены в индивидуальное расписание ребенка при реализации системы ПОТОК. Возможно, для такой работы потребуется привлечение психолога и коррекционных педагогов в отдельных случаях.

Дмитрий ЗВЯГИНЦЕВ и педагогический коллектив школы №1561