​С вас причитается!

- Удержания из заработной платы учителя по инициативе работодателя могут производиться на основании положений Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ):
1) для возмещения неотработанного аванса, выданного в счет заработной платы (абз. 2 ч. 2 ст. 137 ТК РФ);
2) для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях (абз. 3 ч. 2 ст. 137 ТК РФ);
3) для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок (абз. 4 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). Счетная ошибка - ошибка, допущенная при проведении арифметических подсчетов. Технические ошибки (например, ошибки при занесении данных в программу,) совершенные по вине работодателя, счетными не являются;
4) для возмещения работодателю причиненного работником ущерба в рамках привлечения его к материальной ответственности в пределах среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 238, ч. 1 ст. 248 ТК РФ).
Во всех вышеуказанных случаях удержание возможно только при одновременном выполнении следующих условий:
1) не истек месячный срок, установленный для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба;
2) работник не оспаривает оснований и размеров удержания (основание: ч. 3 ст. 137, ч. 1, 2 ст. 248 ТК РФ).
Если хотя бы одно из условий не выполнено, то взыскать с работника денежные средства можно только через суд;
5) при увольнении учителя до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется, в частности, по следующим основаниям: ликвидация или сокращение численности (штата) работников организации; восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда; смерть работника (признание судом работника умершим или безвестно отсутствующим); наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие обстоятельства).
В ряде случаев работодатель обязан произвести удержания из заработной платы работника, например удержать: налог на доходы физического лица (п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ); алименты с работника, обязанного их уплачивать на основании соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа (ст. 109 Семейного кодекса РФ); членские профсоюзные взносы; задолженности на основании исполнительных документов.
Обращаем внимание, что при выплате заработной платы работодатель обязан извещать каждого работника о размерах и об основаниях произведенных удержаний в письменной форме (ч. 1 ст. 136 ТК РФ).

Поставщик один, вариантов два

- Могут ли образовательные организации заключать договоры и по п. 4 ч. 1, и по п. 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе №44‑ФЗ одновременно?

- Статья 93 Федерального закона от 5.04.2013 г. №44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) раскрывает случаи и правила осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчики, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, вправе воспользоваться данной нормой и нормой, предусмотренной п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. По данному вопросу есть разъяснения различных органов.
Например, письмом Минфина России от 19.06.2017 г. №24-01-10/38131 по вопросу о применении положений Закона о контрактной системе в части возможности осуществления закупок у единственного поставщика разъяснено следующее.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
В то же время в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчики могут осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Таким образом, учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей в пределах пятидесяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не более чем двадцать миллионов рублей, а также на сумму, не превышающую ста тысяч рублей в пределах пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не более чем пятьдесят миллионов рублей, либо на сумму, не превышающую два миллиона рублей.
Аналогичное мнение в 2015 году высказывало Минэкономразвития России (письмо от 25.05.2015 г. №Д28и-1363).

Лицензия на отпуск


- Работаю воспитателем в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Раньше мне предоставлялся отпуск продолжительностью 56 календарных дней. В 2016 году продолжительность моего отпуска стала 28 календарных дней.
Слышала, что в похожих случаях в судебном порядке педагоги восстанавливают право на удлиненный отпуск. Так ли это?

- Скорее всего, в рассматриваемом случае речь идет о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, не имеющем лицензии на образовательную деятельность. В таком случае восстановить продолжительность отпуска до 56 календарных дней вряд ли удастся.
В обзоре судебной практики Верховного суда РФ №1 (2018) (утвержден Президиумом Верховного суда РФ 28.03.2018 г.) есть четкое разъяснение аналогичного вопроса.
При этом прямо заявлено, что право педагогических работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями социального обслуживания, на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска зависит от наличия у такой организации лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В пример приводится дело К., которая обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее - МКУ СРЦ) о признании незаконным изменения условий трудового договора (аналогичная история с рассматриваемым сегодня вопросом). Решением суда в удовлетворении исковых требований К. отказано. Однако апелляционным определением решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Суд апелляционной инстанции признал изменение условий трудового договора, заключенного между К. и МКУ СРЦ, в части сокращения продолжительности отпуска до 28 дней незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, рассмотрев дело в кассационном порядке, с апелляционным определением не согласилась, признав вывод суда апелляционной инстанции по делу К. основанным на неправильном толковании и применении норм материального права. Судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.
Частями первой и второй ст. 74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Пунктом 21 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273‑ФЗ) установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Закона №273‑ФЗ образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Закона №273‑ФЗ).
Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (ч. 6 ст. 31 Закона №273‑ФЗ).
В силу ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно приложению. Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утверждена постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 г. №678). В названную номенклатуру должностей включена должность воспитателя.
Согласно п. 2 раздела IV «Организации, осуществляющие обучение» приложения к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со ст. 42 Закона №273‑ФЗ, составляет 56 дней.
В ч. 1 ст. 42 Закона №273‑ФЗ предусмотрено, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного само­управления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что педагогическим работникам, в том числе воспитателям (согласно номенклатуре должностей), состоящим в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.