Познавательный интерес. Существуют разные определения этого понятия. Эпиграфом нашего диалога стали слова И.Ф.Харламова: «Познавательный интерес - это эмоционально окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации и придающая деятельности человека увлекательный характер».
Итак, рефлексивный диалог. Кабинет заполняется учителями. Ведущие приветствуют гостей, еще раз подчеркивая важность этой далеко не новой темы. Отмечают, что она побуждает еще раз акцентировать некоторые моменты и обозначить для себя ориентиры деятельности по формированию познавательного интереса.
Каждый присутствующий понимает, что все увиденные сегодня на уроках и занятиях приемы, методы, подходы направлены на достижение одной цели: ученик должен быть успешным. На экране познавательный интерес предстает в образе цветка, который, по словам ведущих, распускается во всей красе только тогда, когда будут соблюдены определенные условия. Эти условия были структурированы ведущими с опорой на тезисы академика Александра Асмолова, прозвучавшие на Всероссийском образовательном форуме, и рассматривались на семинаре как источники познавательного интереса.
Первый источник - содержание учебного материала.
Примечательно, что каждый источник формирования познавательного интереса оформлен в виде колеса, внутри которого обозначены конкретные способы этого процесса.
Первый способ - использование элементов занимательности.
И первой берет слово самый молодой педагог Виталина Удалова, которая говорит о том, что без занимательного материала у нее не обходится ни один урок - на уроках обучения грамоте и математики они с ребятами разгадывают ребусы, на уроках окружающего мира при закреплении изученного материала решают кроссворды. Это помогает ей создать в классе благоприятный фон и увлечь самых шаловливых первоклассников. Свои интересные приемы предлагает Ирина Бороздина. Она утверждает, что ее детям очень нравятся такие занимательные игры, как «Лабиринт» и «Лото». Подробнее останавливается на «Лото»: «Детям предлагаются игровое поле и набор разрезных карточек, на которых написаны слова. Надо слово соотнести с его морфологическими признаками (на поле). Карточка кладется на игровое поле обратной стороной. В процессе игры, если все соотнесено верно, на поле появляется слово или пословица, то есть то, что вы зашифруете». Учитель подчеркивает, что эта игра универсальна. Ее можно использовать в любом классе, на любом уроке.
Ведущие озвучивают второй критерий - использование наглядных методов обучения. В диалог включается Наталья Михайлова. Она отмечает, что правильно применяемая наглядность в начальной школе необходима. Но особый интерес у современных детей, по ее мнению, вызывают видеосюжеты, поэтому она старается их использовать на различных уроках. Так, на уроке знакомства с произведением рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб» видеосюжет был использован дважды. В начале урока ребята увидели видеофильм «Зимняя сказка», где сменялись картины зимнего леса. «Где мы с вами оказались? - спрашивала учитель. - О чем пойдет речь на уроке? Как будет связано произведение с зимним пейзажем?»
Во второй раз, на этапе работы с текстом, дети посмотрели фрагмент одноименного фильма. Ученики были удивлены тем, как совпадает образ главных героев, представленных в воображении и на экране. Вот и учительница Анна Васильевна такая же любопытная, азартная, увлекающаяся. А Коля Савушкин, ее ученик? И его дети представляли таким же. Простой паренек, искренний, внимательный, любящий природу. Ведущие обращаются к словам академика Александра Асмолова: «Начальная школа - это школа жизненных задач, в которой нет полного набора данных для успешного решения». Предметом разговора становится новый критерий - анализ жизненных ситуаций. Именно этот способ присутствующие смогли увидеть на уроке литературного чтения у Алены Барженаковой. В своем выступлении она рассказала, что на уроке литературного чтения они работали над рассказом К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Герои рассказа - простые добрые люди, которые участвуют в спасении зайца. Больной заяц в центре событий. А вот как отнесся к зай­цу каждый из персонажей рассказа? Для анализа этой жизненной ситуации учитель использовала прием «моделирование». При помощи моделирования ребята оценивали отношение каждого персонажа к зай­цу. Ведь каждый персонаж в этом произведении проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание именно через отношение к главному объекту повествования - зайцу. Ребята нарисовали кружки с именами, от которых проводили цветными карандашами стрелки к зайцу: черная полоса - отрицательное отношение; серая - нейтральное, равнодушие; зеленая - уважительное отношение; желтая - сочувствие, жалость, сострадание; красная - доброе, дружеское отношение. Учитель подчеркнула, что, анализируя эту ситуацию, ребята пришли к выводу, что писатель говорит читателям о мире, в котором живут разные люди, и не все заслуживают уважения. Ведь человек, который по долгу службы должен был лечить зайца, - ветеринар - отказывается это делать и предлагает зажарить зайца с луком. Но все остальные герои рассказа - хорошие, добрые люди, благодаря которым заяц был спасен. Хороших людей на земле больше! В результате анализа этой жизненной ситуации юные читатели задумались об истинных ценностях, доброте друг к другу и всему живому.
Диалог продолжается. И ведущие переключают внимание аудитории на четвертый способ - отстранение. Суметь увидеть новое, неожиданное, важное в привычном и обыденном. Об этом говорит Виктория Добрынина. Она уверена - настоящей кладовой нового, интересного, необычного является курс внеурочной деятельности «Музей в твоем классе». Так, рассматривая картину Бориса Кустодиева «Осень (Над городом)», мы увидели парк, беседку, молодого человека. Казалось бы, ничего нового и необычного! Но, проведя исследование в группах, дети обратили внимание на то, что беседка построена таким образом, что сидящий в ней человек обязательно оказывается спиной к городу! Возникает вопрос: зачем? для чего? Пришли к выводу: чтобы отдохнуть от городской суеты, отвлечься от житейских проблем, насладиться красотой осенней природы! А ребята другой группы, рассматривая с помощью лупы молодого человека, увидели шляпу-котелок, белую рубашку, белый нагрудный носовой платок, сюртук… И открыли для себя новое - перед ними джентльмен! Еще больше их удивил тот факт, что трость изначально считалась неотъемлемой деталью прогулочного костюма джентльмена, символом солидности, успешности и только потом стала использоваться как ортопедическое средство (для помощи при ходьбе).
Интересно! Необычно! Ново! Любая картина таит в себе какую-то загадку, надо только ее найти и преподнести детям так, чтобы они с огромным желанием и азартом искали отгадку.
К диалогу подключается Елена Кудашкина. Она задает присутствующим неожиданный вопрос: «Вы любите конфеты?» И, получив утвердительный ответ, объясняет, какое отношение имеют сладости к процессу обучения. Демонстрируя разные конфеты, Елена Анатольевна обращает внимание аудитории на обычные конфетные фантики, сообщая при этом, какую важную информацию они несут - на них правильно написаны слова с орфограммами. Например: «Весна» - безударная гласная в корне «е», «Ласточка» - «чк» пиши без мягкого знака. Учитель уверена, что наши любимые лакомства - конфеты и шоколад - могут оказать помощь в изучении русского языка: мы видим образы слов на фантиках, и эти образы навсегда остаются в нашей памяти. Елена Анатольевна сообщила, что это открытие вызвало в ее детях познавательный интерес, который дал старт долгосрочному проекту «Грамотные сладости», цель которого - изучение слов на обертках конфет и шоколада с целью выявления и систематизации в них орфограмм русского языка.
На экране появляется новый способ развития познавательного интереса - осознание значимости усвоения материала.
В диалог вступает Светлана Ревтова, которая смоделировала такую ситуацию на своем занятии внеурочного курса «Хочу быть здоровым» по теме «Домашняя аптечка». Учитель рассказала, что детям был продемонстрирован отрывок из мультфильма про Аркадия Паровозова «Почему нельзя есть лекарства без спроса», который помог ребятам определить проблему занятия. Сестренка хотела вылечить своего братика и дала выпить ему горсть таблеток, но ему стало не лучше, а хуже. Почему? У ребят возникла необходимость приобретения новых знаний. Они получили ответы на свои вопросы в ходе беседы с приглашенным на занятие врачом. В практической части занятия дети определяли срок годности лекарств и рассортировывали их по группам, учились оказывать первую помощь при небольших травмах. Этот практикум помог детям овладеть умениями, которые обязательно пригодятся им в жизни.
Следующий критерий - историзм. Ведущие предлагают соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их радости вместе с учеником 2‑го класса Макаром Румянцевым. Он работает над проектом «Ожившая карта Бородино», который посвятил двухсотпятилетию со дня Бородинского сражения. Мальчик рассказал, что своим проектом он хочет привлечь внимание сверстников к событиям, которые произошли 26 августа 1812 года в селе Бородино под Москвой. Для этого Макар, используя современные компьютерные технологии, создает карту, где будут указаны 29 населенных пунктов с названием Бородино. Участников семинара заинтересовало, будет ли на этой карте село Бородино из Хакасии? Макар ответил утвердительно и, более того, добавил, что собирается доказать связь между Бородино под Москвой и Бородино в Хакасии. Ведущие акцентируют внимание коллег на том факте, что именно правильный отбор, изложение и представление учебного материала позволяют нам превратить ребенка в постоянного почемучку, в постоянного исследователя. Заканчивая диалог по первому источнику, ведущие вновь обращаются к словам Асмолова: «Начальная школа - это школа проектирования универсальных действий. Принцип «научить учиться» становится главным». Они отмечают, что не случайно вторым источником формирования познавательного интереса является сам процесс деятельности. Это средства, методы и приемы ее организации. Чтобы наши ученики не превратились в «репродуктивных хомячков», у которых за щеками просто лежат полученные знания, учителю необходимо создавать проблемные ситуации и извлекать эти знания для открытия новых. Такие ситуации педагоги могли увидеть сегодня на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка в четвертых классах. Но, оказывается, их можно создавать уже в первом классе! Именно с таким утверждением вступила в диалог Фаина Вихарева. Она привела пример. На уроке математики по теме «Число и цифра 6» дети «оказались» в магазине игрушек. Им захотелось купить барабан. А цена зашифрована на карточках-ценниках, где точка означает начало написания цифры. Может, это цифра 4? Нет, ведь у этой цифры два начала. В ходе эвристической беседы дети догадались, что это цифра 6 и урок посвящен именно ей. Так, в игре дети разрешили проблемную ситуацию и смогли купить барабан!
Выступление Фаины Алексеевны подвело участников диалога ко второму способу формирования познавательного интереса - использование игровых технологий. Желающих поделиться своим опытом было немало. Особого внимания заслуживает выступление Ольги Карпушевой. Сегодня на занятии внеурочной деятельности по курсу «Маленькая страна» педагоги оказались на собрании, где проводились самые настоящие выборы в командиры. Учитель пояснила, что они проводятся раз в четверть, на них выбирается командир класса. Было все из «взрослой» предвыборной жизни: и речи кандидатов, и бюллетени, приближенные к реальности, избирательная комиссия. Кипела настоящая политически насыщенная жизнь! В конце занятия был избран командир класса! И ушел он домой с первым должностным поручением - выбрать своих заместителей. Методика ролевой игры, по мнению Ольги Владимировны, позволяет учащимся почувствовать себя в роли полноправного члена общества еще до достижения ими совершеннолетия и быть готовыми включиться в общественные и политические процессы.
Необходимость использования игровой технологии в начальной школе подтвердила и Фаина Алексеевна Вихарева. Своей педагогической находкой она считает экономические игры на уроках математики, которые также связаны с реалиями жизни. Так, на уроке математики в четвертом классе ее ученики играли роль бухгалтеров, которые начисляли заработную плату сотрудникам фирмы «Успех». При этом учитывали не только оклад и количество отработанных дней, но и квалификацию сотрудника, его стаж работы и даже дисциплинарные взыскания. Выполнив сложные математические действия, ребята определили сумму экономии бюджета фирмы. А домашним заданием стало составить смету расходов на сэкономленную часть бюджета. Безусловно, эта работа требует особой подготовки учителя, но, считает учитель, результат заслуживает того. Таким образом, участники семинара увидели в действии тезис Даниила Эльконина: «Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры».
Диалог продолжается. Новый критерий - проведение самостоятельной работы. Этот способ в полном объеме был продемонстрирован на уроке окружающего мира в четвертом классе по теме «Карта - наш экскурсовод», где ребята выполняли практическую работу по созданию макета физической карты Хакасии. Школьники выступили в роли географов - исследователей природных объектов. Пришлось проявить не только самостоятельность, но и изобретательность. Как же представить на карте озеро, гору, реку, как обозначить город? А вот ребятам, работавшим с источниками информации, пришлось самостоятельно отбирать важные сжатые сведения об объектах природы: Западный Саян, Абаканский хребет, реки Енисей и Абакан, озера Шира, Беле, Иткуль, города Абакан, Саяногорск, Черногорск, Сорск, Абаза. Наталья Юрьевна Михайлова показала коллегам макет, который у них получился! Безусловно, такая самостоятельная работа несет в себе творчество и исследовательский характер, что очень нравится детям. После такого урока у четвероклассников возникло желание оживить карту и заселить озера, горы и степь.
Заключительным способом второго источника формирования познавательного интереса младшего школьника является организация коллективного обсуждения проблемы. Такая работа была организована Еленой Анатольевной Задорожной на уроке русского языка по теме «Неопределенная форма глагола, заканчивающаяся на «чь». Учитель отметила, что ее ученики привыкли проверять, исследовать и убеждаться в правильности заявленной темы, правильности оценки знаний, правильности результата; поэтому высказывали разные точки зрения («чь» - это что? суффикс? окончание? корень?), усомнившись в теме урока, которая ясно гласила, что «чь» - это суффикс! Для решения проблемы учащиеся разделились на малые группы. Проведя исследование, группы получили следующие результаты: семь групп решили, что «чь» - продолжение корня; две группы - суффикс. В одной группе возник учебно-поисковый диалог, где одни утверждали, что «чь» - это корень, другие - суффикс. Пришлось им вернуться к началу своего расследования, после чего пришли к единому мнению - это корень! Радость собственных открытий, совпавших с выводами ученых, привела учащихся в восторг, и они гордо в своих «моделях знаний» отметили «чь» как корень.
От коллективного обсуждения учебной проблемы Елены Анатольевны участники диалога перешли к обсуждению третьего источника формирования познавательного интереса - отношения между участниками образовательной деятельности.
Вниманию присутствующих вновь предлагается тезис Александра Асмолова: «Начальная школа - это школа совместных действий ребенка, взрослых и продвинутых сверстников. А учитель начальной школы становится режиссером этих совместных действий». Ведущие говорят, что этот источник реализуется учителями гимназии в атмосфере доверия и радости познания через современные образовательные технологии. Педагоги подхватывают:
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проблемного диалога;
- игровые технологии;
- технология проектной деятельности;
- технология критического мышления;
- технология смыслового чтения;
- технология творческих мастерских;
- технология интегрированного обучения;
- здоровьесберегающая технология;
- технология моделирования.
А ведущие добавляют, что мотив к познанию и творчеству начинается не с ученика, а с учителя.
Педагогический коллектив гимназии убежден, что только такая режиссура образовательной деятельности станет ключом к запуску единого механизма в формировании познавательного интереса младших школьников.

​Надежда ШИРОГЛАЗОВА, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия», Абакан, Республика Хакасия