Уральская инженерная школа
У производства две стороны - техническая и человеческая. Станки и люди. Станки становятся все более сложными, часто меняются, значит, и люди, которые ими управляют, должны измениться, адаптироваться к новым условиям.
Нарисую давнюю картинку, которая врезалась в память. Утро в профессиональном училище. Мастер производственного обучения ждет группу: с минуты на минуту ребята должны прийти на практические занятия. Ждут и токарные станки: два десятка в два ряда, аккуратные и пока тихие. Видно, что их берегут, холят, стараются максимально продлить жизнь. Сколько станкам лет, спрашиваю. «Сколько и мне, - отвечает немолодой мастер, потом спохватывается: - Нет, постарше будут, еще до войны их поставили». Неужели токарное дело за три четверти века мало переменилось? «Очень переменилось, - грустно отвечает мастер, - теперь станки с программным управлением, но у нас таких нет».
А вот сегодняшняя картинка. В Уральском государственном колледже имени Ивана Ползунова, который выпускает горняков и маркшейдеров, действует подземный полигон. Там стоят настоящие электровозы, буровые машины, погрузчик. Студенты могут увидеть обстановку в шахте, на будущем рабочем месте погрузиться в реальную трудовую ситуацию. И оборудование здесь все время обновляется.
Под эгидой областного образовательного ведомства создаются универсальные образовательные центры, в которых собираются и выстраиваются по логической схеме приборы и приспособления, необходимые для получения и отработки определенных компетенций. С 2017 года в Свердловской области реализуется приоритетный региональный проект «Рабочие кадры для передовых технологий», обеспечивающий подготовку специалистов в соответствии с международными стандартами.
Вот уже несколько лет Свердловская область является регионом-ментором в рамках реализации проекта Агентства стратегических инициатив (АСИ) по развитию дуального обучения. В настоящий момент 16 практик реализуется совместно с работодателями.
Проект «Будущее белой металлургии» объединил Первоуральский новотрубный завод и Первоуральский металлургический колледж. Большой образовательный проект Уральской горно-металлургической компании включает несколько уровней подготовки кадров. Уралвагонзавод выступает в партнерстве с Нижнетагильским колледжем металлообрабатывающих производств и сервиса.
«Мы рассматриваем партнерство с предприятиями как действенный механизм привлечения инвестиций в образование, - поделились со мной в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области. - Бизнес активно участвует в модернизации школ и колледжей, помогает обновлять материальную базу, привлекает профессионалов к подготовке будущих специалистов. Организуются стажировки и практики на предприятиях для обучающихся и для преподавателей. Победителям профессиональных конкурсов выделяются гранты. Проводятся совместные акции. Промышленники участвуют в разработке образовательных программ».
Профориентация от и до
С какого же возраста есть смысл начинать профориентационную деятельность? О том, чтобы в пять лет разделить детей на «физиков» и «лириков», речи нет. Цель - создание развивающей среды, в которой бы дети осваивали навыки технического и художественного творчества, а в ролевых играх вместе со взрослыми приобретали навыки социального поведения.
И все же Уральская инженерная школа вошла в детские сады. Около 50 дошкольных учреждений имеют оборудование для развития способностей к конструированию, в 33 из них созданы площадки для программирования робототехники, в восьми - кабинеты 3D-моделирования.
Трудно переоценить роль дополнительного образования в определении будущей профессии. Загородный центр «Таватуй» (Таватуй - красивое озеро недалеко от столицы Среднего Урала) работает круглый год, но особенно активно, конечно, в каникулы. Летом 2017 года здесь совместно с Уральским федеральным университетом были проведены четыре смены. На тематической смене «Детская инженерная школа» ребята проектировали свое будущее в соответствии с Топ-50 и Атласом новых профессий, им помогали, в частности, инженеры по искусственному интеллекту.
Уже шесть лет в Свердловской области проходит фестиваль молодежной журналистики «Тайм Код», который собирает на одной площадке начинающих медийщиков и профессионалов. В рамках фестиваля в «Таватуе» был реализован образовательный интенсив «Креативный декабрь».
В партнерстве с популярными фирмами и организациями на базе областного Дворца молодежи открыты школы развития профкомпетенций, наиболее популярные среди них - школа «Самсунг» и школа молодых журналистов. По их окончании дети попадают в орбиту внимания соответствующих компаний, а наиболее достойные получают целевые направления на обучение и определенные гарантии на трудоустройство. Схема достаточно прагматична, но в широком позитивном плане.
Дополнительное образование - это не только площадки для удовлетворения интересов и увлечений. В вопросах «выращивания» современного специалиста необходима ранняя организация самодеятельности молодых людей, имитирующая высокотехнологичный труд. Профориентацию нужно приближать к реалиям рынка профессий.
Успешность профориентационной деятельности в рамках школьной программы уже не подлежит сомнению. По итогам 2017 года 90 процентов выпускников естественно-научного и 78 процентов политехнического отделений сделали свой выбор по направлениям, которыми занимались, поступили в вузы и колледжи соответствующего профиля. Уральский регион выходит на ведущие позиции по числу студентов, обучающихся инженерным и рабочим специальностям.

И все-таки по специальности?
Еще недавно немалой проблемой профобразования являлось то, что значительная часть выпускников вузов и ссузов работали не по полученной специальности. Рынок труда меняется столь быстро, что образование с его объективно пролонгированным результатом не всегда успевает за запросами экономики. Что делается, чтобы устранить разрыв?
В колледжах и техникумах ведется мониторинг устройства на работу свежедипломников. Анализируются причины, почему часть ребят не идут работать в сферу, для которой готовились. Причины разные, в том числе объективные, такие как призыв в ряды Российской армии (примерно 17 процентов выпускников). С ними не теряется связь, после окончания службы многие возвращаются на предприятия, не утратив навыков, полученных при обучении.
Однако возникают и другие ситуации, когда желание найти работу по профессии есть, а предложений недостаточно. Уже давно говорят о «перепроизводстве» юристов и экономистов. В 2016 году избыточное предложение рабочей силы отмечено по пятидесяти профессиям, почти три тысячи выпускников образовательных организаций были признаны безработными.
- Когда молодые люди не способны трудоустроиться после окончания вуза, это не может не тревожить, - говорит министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Иванович Биктуганов. - Значит, недостаточно эффективно сработала профориентация. Ведь ее назначение не просто знакомить с той или иной профессией, но и побуждать ученика еще в подростковом возрасте думать о своих возможностях, учиться анализировать востребованность профессий. Профориентация, настоящая, а не формальная, побуждает школьника находить верное соотношение между «хочу - могу - надо». Вот что значит овладеть компетенцией выбора. Пожалуй, это главная социальная компетенция для жизни и профессиональной карьеры.

Свердловская область