Нина Осеева, детский психотерапевт, Московская область:
«Директор Института имени Сербского, главный психиатр России Зураб Кекелидзе в своих выступлениях, в том числе и в «Учительской газете», подчеркивает, что у нас в стране более 80% выпускников школ психически не вполне здоровы. В основном это депрессия. Мне как специалисту, к сожалению, в этом приходится убеждаться на практике. Родители, даже если знают, что с ребенком что-то неладно, не спешат обращаться к психологу и тем более к психотерапевту, не говоря уже о помощи психиатра, которая бывает необходима.
Что должно их обеспокоить? Ребенок, прежде жизнерадостный и подвижный, становится замкнутым, грустным, ничто его не интересует, предпочитает одиночество. Есть основания обратиться к врачу - не к терапевту, а к специалисту-психологу. Но они чаще всего по неведению ждут, когда у их ребенка пройдет этот переломный момент и все нормализуется. Но нет, само по себе это не проходит.
Я нередко бываю в школах, выступаю на родительских собраниях и с сожалением замечаю, что люди совершенно не понимают, что детям необходима психологическая помощь».

Марианна Боравская, социальный работник, Тверь:
«Мне, социальному работнику, к сожалению, приходится наблюдать, как кто-то из детей при живых родителях дома становится лишним. Такие нередко попадают в объятия улицы. И многие из ребят настолько привыкают жить на улице, что их трудно вернуть домой, в семью.
Как-то я пришла в одну вполне благополучную семью. Папа - инженер, непьющий, увлекается шахматами. Мама - юрист. Но вот их сын Миша попал в поле зрения инспектора по делам несовершеннолетних. Мальчик вместе с друзьями стащил из магазина несколько бутылок пива. И вот я в этой семье. Папа сидит за компьютером. Мама вместе с десятилетней дочерью смотрит телевизор. Время уже почти десять часов вечера. «А где Миша?» - спрашиваю я. «Гуляет, - спокойно отвечает мама. - В 11 часов наверняка будет дома». «Чем он увлекается?» - продолжаю я диалог. «Конечно, компьютером, футболом». «Нормальный современный парень», - вступает в разговор папа.
Я рассказала о происшествии, в котором участвовал их Миша. Реакция родителей более чем спокойная: такое бывает с подростками... Но если вовремя не вмешаться, неприкаянные подростки попадают в компанию воришек или хулиганов, которые затевают проказы или драки, нередко опасные.
Социальные навыки ребенок должен получать в семье. Одной школе с этой задачей не справиться. Но вот Мишины родители не находят времени, чтобы научить мальчика твердому пониманию, что такое хорошо, а что такое плохо. После нашей с ними беседы, я надеюсь, они более внимательно будут относиться к сыну».